бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Археология Восточных славян в 6 в.

обладавших культовыми животворными свойствами. Так, конь был символом добра

и счастья и связывался с культом Солнца.

Из письменных источников известно, что восточные славяне-язычники

приносили в жертву идолам животных, зерно, различные вещевые подарки,

совершались и человеческие жертвоприношения. Возле изображений языческих

божеств происходили гадания, ритуальные жребии, язычники клялись «по

русскому закону… оружием своим и Перуном богом и Волосом скотьим богом». Во

второй половине 1 тысячелетия н.э. главным божеством восточных славян был,

очевидно, Перун – общеславянский бог грома и молний. По-видимому, о нем

писал византийский автор У1 в. Прокопий Кесарийский: «Они (славяне и анты)

считают, что только бог, творец молний, является владыкой надо всем».

Экономическая основа жизни славянства – земледелие – наложила

значительный отпечаток на языческие верования. Согласно языческому

календарю, большинство обрядовых празднеств отражало определенный цикл

сельскохозяйственных работ. Сельскохозяйственные продукты были основными

языческими жертвоприношениями. С аграрным культом были связаны и божества

солнца Даждьбог и Хорс. Велес – скотий бог и, может быть, бог богатства,

судя по этнографическим сведениям, имел отношение и к обрядам, связанным с

уборкой урожая. Определенную роль в земледельческом культе играл и Стрибог

– бог ветра. В источниках называются и другие, низшие божества восточных

славян – Род и рожаницы, берегини и упыри. Некоторые исследователи

полагали, что Род – это верховное божество славян и что он был основным

объектом поклонения язычников. Если так, то главенствующая роль Рода,

название которого связано с понятием родства, относится к глубокой

древности. Во второй половине 1 тысячелетия н.э. это было , наверное,

домашнее божество, божество семейных общин.

В летописях имени бога Рода нет. Рожаницы тоже связаны терминологически с

понятием родства, но ничего конкретного об их сущности сказать нельзя.

Берегыни – божества, связанные с водами и деревьями; упыри, судя по поздним

источникам, тождественны вампирам.

Трудно сказать, были ли у восточных славян жрецы или культовые ритуалы

совершались князьями, племенными и родовыми старейшинами. Скорее всего

жреческие функции выполнялись князьями.

Язычество было определяющим фактором в идеологии славянства. Все

остальные проявления духовной культуры, а также зависимые от неё элементы

материальной культуры и искусства во многом были определены языческим

мировозрением.

Восточнославянские племена

Племена лесной зоны днепровского правобережья

ДУЛЕБЫ – одно из древних племенных образований славянства. В период

составления Повести временных лет дулебов уже не существовало, летопись

сообщает о них как о прежних жителях Волыни. Последний раз дулебы на

страницах русских летописей упоминаются под 907 г. в рассказе о походе

Олега на Царьград. Имя дулебов восходит к праславянской поре. Этот этноним

имеет западногерманское происхождение. Несомненно, что дулебы составляли

какую-то часть раннесредневековой славянской группировки, характеризуемой

пражско-корчакской керамикой. Наряду с ним в её составе были и другие

праславянские племена, названия которых до нас не дошли. Можно

предположить, что это славянское племя сложилось ещё в римский период

где-то по соседству с западногерманским населением. Средневековые

письменные источники фиксируют дулебов на Волыни, в Чехии, на среднем

Дунае между озером Балатон и рекой Мурсой и в Хорватии на верхней Драве.

Разбросанность этнонимов отражает миграцию дулебов из одного региона в

разных направлениях.

Предположение, что древнее племенное образование славян, занимавших

Волынь и правобережную часть Среднего Поднепровья, называлось дулебами,

находит свое подтверждение и в топонимическом материале. Топонимы,

производные от племенного названия дулебы, распространены не только на

территории летописных волынян, но значительно шире.[19] Они известны в

бассейне верхнего течения Буга и верховьях Днестра, на всем пространстве

правобережной части Припятского бассейна, в бассейне Ужа и под Киевом. Все

они находятся в пределах ареала керамики типа Луки-Райковецкой (поселение

в урочище Лука при с.Райки на р.Гнилопять в Житомирской обл.), там где

образовались волыняне, древляне, поляне и дреговичи.

ВОЛЫНЯНЕ – племенная группировка восточного славянства, имевшая второе

название –бужане. Летопись связывает её с Бугом. Название бужане

происходит от гидронима Буг (подобно волжане от Волги). Имя волыняне

исследователи выводят от городы Велынь (Волынь), откуда и историческая

Волынь. Древний город Волынь на Буге обследован археологами. Его детинец

овальной формы (размером 80 х 70 м) расположен на мысе, образованным Бугом

и его притоком Гучвой. Краткость летописных известий о территории волынян

вызвала расхождения в определении её границ.

Основные курганные раскопки в земле волынян были произведены во второй

половине Х1Хв. Уже в 50-х годах Х1Хв. Раскопками волынских курганов

занимались Н.Веселовский и Я. Волшинский. К 60-70годам относятся

исследования курганов в Великом и Глинске на территории Ровенской обл.

Первая попытка выделить особенности курганов волынян принадлежит

В.Б.Антоновичу. Она оказалась неудачной, хотя применяемые исследователем

термины «курганы волынянского типа» и «курганы древлянского типа»

укоренились в археологической литературе. По характеристики В.Б.Антоновича,

волынянские курганы – небольшие насыпи с трупоположениями или на горизонте

или на грунтовых ямах. Однако, эти признаки не могут быть племенными, так

как они характерны и для курганов других восточнославянских племен.

Обстоятельный анализ волынских курганов сделан Е.И. Тимофеевым . Его

вывод, что у волынян господствовали преимущественно курганы с

трупоположениями в могильных ямах. Западная и восточная границы

распространения подобных курганов совпадает с исторически сложившимися

границами Волынской земли. Однако курганы с ямными трупоположениями нельзя

рассматривать в качестве этноопределяющего признака волынян.

Неопределенной осталась северная граница ареала волынян. Курганы с

трупоположениями в грунтовых ямах не встречаются севернее линии Ровно-

Луцк. Поэтому Волынское Полесье Е.И.Тимофеев вынужден исключить из

территории волынян.

Весьма спорна и южная граница волынян, проводимая Е.И.Тимофеевым

примерно по водоразделу Припяти и Буга, с одной стороны, Днестра и Южного

Буга – с другой стороны.

Ю.В. Кухаренко удалось подметить характерную особенность в

расположении ранних волынских курганов. Они находятся не на возвышениях,

как более поздние, а на низких местах, иногда на пойменных лугах. Курганы

образуют небольшие группы, из двух –десяти насыпей, и расположены всегда

попарно: большой и рядом малый, примыкая иногда вплотную друг к другу.

Высота больших курганов около 1,5 м, диаметр – около 20м. Малые имели

высоту около 0,5 м, диаметр – 8-10м. Насыпи песчаные. Кострище на месте

сооружения кургана было ограждено кольцеобразной стенкой, составленной из

стояков и горизонтальных бревен. В центре огороженной площадки в толще

золы и угольков найдено несколько мелких обломков пережженных человеческих

костей, разбросанных на пространстве диаметром около 4м. Особенно много

таких курганов в междуречьи Буга и Горыни, т.е. в центре исторической

Волыни.

Пределами основной территории волынян на севере, очевидно, были

болотистые пространства в бассейне верхнего течения Припяти. Восточная

граница её проходила по р.Случь, южная граница ареала волынян совпадала с

водоразделом между бассейнами Припяти и Буга и Днестровским бассейном. На

западе рубежом расселения волынян было поречье Буга. Далее начиналась

территория западнославянских племен.

Как и все древнерусские курганы, погребальные насыпи волынян в

зависимости от места трупоположения подразделяются на три типа: 1) с

захоронениями на горизонте; 2) с погребениями в грунтовых ямах; 3)с

захоронениями в насыпях. Последний тип на Волыни исключительно редок.

Положение и ориентировка умерших в курганах волынян общеславянские: на

спине , в вытянутыми вдоль туловища или полусогнутыми руками. В

ориентировке умерших постоянно наблюдаются сезонные отклонения – летом

покойника клали в направлении юго-запад-северо-восток, зимой - северо-

запад – юго-восток.

Более половины исследованных на Волыни курганных трупоположений

оказались безынвентарными. В большинстве случаев это захоронения мужчин..

Однако и во многих женских погребениях волынян или нет украшений, или

встречены лишь единичные предметы. Наиболее характерным височным

украшением волынских женщин были перстнеобразные колечки диаметром от 1-

1,5 до 3-3,5 см, сделанные из тонкой бронзовой или реже серебряной

проволоки. Значительно реже встречаются проволочные кольца небольшого

диаметра загнутоконечные (с кольцом, завернутым в трубочку или колечко) и

S-конечные (с концом, завернутым в виде S). Е.И.Тимофеев считает, что

находки S- конечных височных колец в древнерусских памятниках отражают

культурные связи восточных славян с западными. Весьма разнообразны

бронзовые и серебряные бусы. В двух курганах найдены серебряные овальные

бусы, украшенные треугольниками из мелкой зерни. Можно утверждать, что

браслеты не были в моде у волынских женщин. Найдено только два бронзовых

браслета. Довольно часто погребенные в волынских курганах похоронены с

железными ножами. Их носили в кожаных или деревянных ножнах, иногда

скрепленных медной проволокой или железными скобами. Более чем в 15

волынских курганах (могильники Басов Кут, Белев, Красне,Плиснеск, Теклевка)

встречены ведра, сделанные из дубовых клепок и железных обручей, и дужки.

Ведра ставили в могилы с жертвенной пищей. Этот обычай был распространен у

славян-язычников и зафиксирован в землях как восточных, так и западных

славян. Курганный обряд погребения в земле волынян доживает до Х11 в..

Позднее языческий ритуал вытесняется христианским.

ДРЕВЛЯНЕ - были восточными соседями волынян и получили название по

лесистой местности. Территория древлян не определена летописью. Известно

только, что это племя обитало по соседству с полянами, к северо-западу от

Киева, и его центром был Искоростень. Древляне имели развитую племенную

(полугосударственную) организацию. Повесть временных лет уже на первых

страницах сообщает, что у них было свое княжение. В летописях содержатся

сведения о древлянских князьях, племенной знати и дружине. А.А.Шахматов,

используя косвенные данные русских летописей, допускал, что область

древлянского расселения заходила на левый берег Днепра.[20] В ареал

древлян входили поречье Днепра с устьем Десны.

Первая попытка очертить ареал этого племени была предпринята

исследователем древлянских курганов В.Б.Антоновичем. Его курганные раскопки

были сосредоточены в южной и юго-восточной частях древлянской земли и в

соседних районах территории полян . К древлянам были отнесены все курганы

без погребения коня, курганы под Киевом, а также начыпи в бассейнах рек

Тетерев, Уж, Ирпень и Роставица. Раскопки древлянских курганов продолжались

в конце Х1Х и в первых десятилетиях ХХ веков. Значительные изыскания

курганов провел Я.В.Яроцкий. Он исследовал около 50 насыпей, расположенных

в 11 пунктах. Исследования курганов велись и в советское время. Анализ

курганных материалов летописного ареала древлян принадлежит И.П.Русановой.

Ей удалось подметить весьма характерную особенность древлянского региона –

скопление золы и угольков в насыпях всегда выше трупоположений. Обычно это

тонкая зольно-угольная прослойка, расположенная в центре кургана.

Образование её связано с определенным ритуалом - наследием обряда кремации

умерших. По-видимому, первоначально в процессе сооружения курганной насыпи

в её верхней части разжигали небольшой костер, имевший очистительно-

ритуальный смысл.

Западная граница распромстранения древлянских курганов проходила по

Случи, где лесистые местности отделяли древлянский регион от волынского.

Самыми старшими курганами в древлянском ареале являются курганы с

трупосожжениями и урнами пражско-корчакского типа. Они обычно имеют

небольшую (0,3-0,9м) высоту, несколько расплывчаты и образуют могильники,

состоящие из 10-30 насыпей.. Собранные с погребального костра

кальцинированные кости помещались преимущественно в урнах в верхней части

курганной насыпи или в ее основании. Преобладают курганы с захоронениями в

верхней части насыпи. Вероятно, в У1-У111 в.в., курганный обряд погребения

в области древлян был преобладающим. Ритуал захоронения древлян по

курганным раскопкам у с.Буки реконструируется в следующем виде. Умершего

клали на горизонтальную площадку или в небольшое углубление, вырытое в

материке (длина 2,2-3,2 м, ширина 1,1-1,2 м, глубина 0,1-0,2 м). Разжигали

ритуальный костер, погребение окружали канавкой с частоколом. Все это

засыпали землей, сооружая курганообразную насыпь. Вещевой инвентарь

древлянских курганов небогат. Наиболее распространены височные украшения

–перстнеобразные кольца. Шейные ожерелья открыты во многих древлянских

курганах, но состоят обычно из 2-4 бусин. Наиболее часто встречаются

стеклянные позолоченные бусы, изредка попадаются синие желтые стеклянные

бусы, несколько чаще – белые, желтые и красные, найдены также бусы из

сердолика. Относительно часты в женских погребениях древлян перстни. В

мужских захоронениях изредка встречаются бронзовые и железные поясные

кольца и лировидные пряжки.

История древлянского племени кратковременна. Первоначально древляне –

одна из региональных групп восточного славянства. Территориальное

обособление древлян привело к созданию у гних собственной племенной

организации со своими князьями и войском. Постепенно появляются и

собственные этнографические особенности. Однако ранняя потеря племенной

самостоятельности привела к стиранию этнографических черт.

ПОЛЯНЕ – главным ориентиром при определении их территории летопись называет

Днепр. В другом месте летописи уточняется, что полянам принадлежало

Киевское Поднепровье. Попытку выделит специфически полянские особенности

в курганах Киевского Поднепровья предпринял Ю.В.Готье.

Он полагал, что для погребального обряда полян было характерно

исключительно трупосожжение. Сожженные кости помещены в глиняные сосуды,

рядом с ними встречаются серьги и бляшки, близкие к изделиям из киевских

кладов. Б.А.Рыбакову удалось найти правильное направление в поисках

характерных признаков полянских курганов. Деталью свойственной

исключительно полянским погребальным насыпям, является глиняная подмазка ,

на которой разжигали костер и помещали остатки трупосожжения. Курганы с

глиняными площадками для труппосожжений исследованы в Киеве, Любече,

Китаеве, Мархалевке, Седневе, Сибереже, Моровске, Табаевке, Ходосове. Таким

образом, в регион полян входили Киев, Любеч, Переяславль, что полностью

согласуется с данными русских летописей. Курганные захоронения У1-У111 вв.

в ареале полян полностью отстутствуют. По-видимому, в то время славянское

население Киевского побережья хоронило умерших в бескурганных могильниках

по обряду трупосожжегния. Наиболее ранние курганы полян относятся к 1Х в.

Положение и ориентировка умерших в полянских курганах общеславянские.

Вещевые находки в них немногочисленны.

Поляне первыми из славянских племен стали называться русью: «…

поляне, яже ныне зовомае Русь» (ПВЛ). Отсюда, из Киевской земли, этот

этноним постепенно распространился на все восточнославянские племена,

входившие в состав древнерусского государства. Согласно летописным данным,

первоначальная Русь включала оба берега среднего Днепра с городами Киевом,

Черниговом и Переяславлем.

Племя русь, или рось, было известно в Среднем Поднепровье или на его

периферии ещё до прихода туда славян. Впервые этноним «рус» упоминается в

сирийской хронике У1в. Там говорится, что племя русь – рослый и сильный

народ - обитало в первой половине У1в. севернее Азовского моря, где-то по

Дону или за Доном. Происхождение этнонима рось-русь спорно, одни

исследователи считают, что он ведет начало от варягов, другие полагают,

что этот термин явно не скандинавский и связан с южной географической и

этнической номенклатурой.

История полянского региона Среднего Поднепровья представляется

следующей. В У-У1 вв. здесь жили славяне-анты. Наряду с другими языковыми

элементами славяне восприняли от скифо-сарматского населения, очевидно, и

этноним рось. Вероятно, под эти именем скрывается одно из антских племен,

очертить ареал которого в настоящее время невозможно. Одновременно, в У1в.

в правобережной части Киевского Поднепровья расселяются славяне-дулебы, в

результате территориального членения которых формируется племя полян.

Этноним рось - русь оказался более живучим. Поляне стали называться русью,

а позднее этот этноним распространился на всех восточных славян.

ДРЕГОВИЧИ – начальная летопись отводит им пространство между Припятью и

Западной Двиной. Этноним племени произведен от «дрегва» (белорусское –

трясина в болоте; смоленское диалектное – болото, зыбун, трясина;

украинское «дряговина»- болото; литовское – сырой, влажный). Дреговичи –

обитатели сырой, болотистой местности. Область дреговичей – Припятское

Полесье – характеризуется сильной заболоченностью. В русских летописях

упоминаются до середины Х11 в., упоминаются они также и в сочинении

византийца Константина Порфрогенета. Из письменных сообщений видно, что

дреговичи были отдельным племенем, жившим самобытно, имевшим собственную

территорию и, до вхождения в состав Киевской Руси, - свою политическую

организацию, свое «княжение».

Первые раскопки курганов в земле дреговичей относятся к началу Х1Хв.

Т.Нарбут в 1810-1811 гг. раскопал несколько курганов на восточной окраине

дреговичской территории, в окрестностях Быхова и Рогачева. В середине и

второй половине Х1Хв. раскопками дреговичских курганов занимались многие

исследователи, но основным исследователем курганов этого типа считается

В.З.Завитневич. В течение 1885-1892 гг. он раскопал более 700 погребальных

насыпей в 82 могильниках, расположенных в разных местах территории

дреговичей – в бассейне Припяти, на Днепре, в бассейне Березины и в

верховьях Немана. После него раскопки курганов в земле дреговичей не

проводилось вплоть до 20-х годов ХХ в..В 20-30-х годах прошлого века

белорусские археологи провели большую работу по выявлению, обследованию т

раскопкам археологических памятников в Белоруссии, было раскопано около 400

дреговичских курганов.

Анализ и картография деталей курганного погребального обряда и

вещевых инвентарей в междуречьи Припяти и Западной Двины показали, что

самым важным этноопределяющим признаком дреговичей являются крупные

металлические бусы, покрытые зернью.

Древнейшими славянскими памятниками на дреговичской территории

являются поселения и могильники У1-У11 вв., принадлежащие к кругу

древностей с керамикой пражско-корчкаского типа. Основная часть поселений и

могильников будущих дреговичей в этот период концентрировалась в той части

Припятского Полесья, где позднее был основан их племенной центр – Туров.

Дреговичские курганы с трупосожжениями по устройству и деталям

погребального ритуала ничем не выделяются среди синхронных курганных

насыпей других восточнославянских земель. В большинстве курганов

присутствуют остатки кострищ. Вещевой инвентарь курганов с сожжением очень

малочислен. Украшения и одежды, по-видимому, сгорали на погребальных

кострах. Единичные предметы, не подвергшиеся воздействию огня

(перстнеобразные височные кольца, бусы, пряжки, браслет, ножи, кресало,

серп), принадлежат к общевостосточнославянским типам.

Курганы южной части дреговичской земли (поречье Припяти и области южнее

этой реки), т.е. районов, где славяне появились ещё в середине 1

тысячелетия н.э., по своему строению и вещевому материалу очень близки

погребальным насыпям волынян, древлян, и полян. В северной части

дреговичского ареала вещи в курганных трупоположениях встречаются чаще.

Кроме предметов общевосточнославянского типа, здесь найдены и предметы

украшения латгальских типов. Для северной части обычны захоронения в

деревянных домовинах-теремах. Большинство этих домовин срубные, сложенные

из бревен на высоту 0,3-0,8 м и покрытые двускатной крышей. Мужчины,

похороненные в курганных домовинах, как правило имеют неславянскую

ориентировку. Это оюстоятельство наряду с распространением домовин

исключительно в землях, прежде занятых балтами, дает основание предположить

возможность связи домовин с погребальной обрядностью дославянского

населения.

Земли Брестского Побужья кроме волынян заселяли также дреговичи, о чем

свидетельствуют находки дреговичских крупнозерненных бус. Очевидно, из

поречья Припяти и окрестностей Турова и Пинска дреговичи расселялись на

запад по Ясельде, верховья которой почти вплотную соприкасались с бассейном

Буга. По мнению многих исследователей, город Берестье был основан

выходцами из дреговичского племени и первоначально принадлежал Туровскому

княжеству, возникшему на племенной территории дреговичей.

Вторым регионом дреговичского расселения было Верхнее Понманье, где

также открыты курганные захоронения с крупнозерненными металическими

бусами.

Племена юга

ХОРВАТЫ - называются в Повести временных лет в перечне

восточнославянских племен: «Иживяху в мире поляне и древляне, и северъ, и

радимичи, вятичи и хрвате». Кроме русских хорватов, летопись знает ещё

южнославянских: «А се ти же словени: хровати белии и серебь и хорутане».

Источники не содержат сведений о географическом положении

восточнославянских хорватов. По мнению исследователей они должны

принадлежать к южной группировке племен. Н.П.Барсов отводил хорватам

обширные пространства в Прикарпатской области. Хорваты- племя

праславянского периода.. Около 560г. хорваты подверглись нападению со

стороны авар, в результате которого значительные части этого

праславянского племени переселились в Далмацию (хорваты до сих пор живут в

западной части Балканского полуострова), а также на запад к верховьям

Эльбы. Некоторые ученые думают, что остатки хорватов в Прикарпатье потеряли

племенную самостоятельность и разделились на несколько племенных групп.

Другие же утверждают, что хорватский племенной союз в Прикарпатье

существовал до рубежа У111-1Х вв. и охватывал всю Малую Польшу и

верхнеднестровские земли. Курганный обряд захоронения в области расселения

хорватов не получил распространения. В ареале хорватов погребения, видимо,

совершались в грунтовых могильниках, обнаружить которые всегда очень

трудно. Бескурганные могильники подразделяются на два типа: грунтовые без

каких-либо наземных признаков; такие же захоронения, покрытые каменными

плитами (в архелогической литературе они получили название подплитовых).

Большинство подплитовых захоронений имеет лишь крупную плиту, положенную

горизонтально после засыпки могильной ямы.

В 20-30-х годах ХХв. большое внимание полевым изысканиям

бескурганных могильников Верхнего Поднестровья уделяли польские и

украинские археологи. Е.И.Тимофеев, анализируя погребальные древности

Правобережной Украины, высказал догадку о принадлежности рассматриваемых

могильников хорватам. Многие бескурганные погребения Верхнего Поднестровья

не содержат вещей. Вместе с тем встречено много захоронений ( главным

образом женщин), в которых находились металлические и стеклянные

украшения. Среди височных украшений преобладают перстнеобразные кольца с

заходящими концами.. Интересные поясные бляшки происходят из Калиновщины.

Из других предметов можно отметить железный топор (Короливка), шиферное

пряслице (Мване-Злоте), бронзовую иглу и обломок костяного шила. Среди

перечисленных вещей нет определенно датируемых находок. Все они принадлежат

к древнерусским типам, широко распространенным в домонгольское время.

ТИВЕРЦЫ – занимали самую южную часть восточнославянской территории. Места

их поселений полностью расположены в области расселения антов.Летописные

известия о тиверцах немногочисленны. В Повести временных лет им отводится

Поднестровье. Последний раз тиверцы упомянуты в летописях под 944г., как

участники похода Игоря на Византию.

Этноним тиверцы скорее всего произведен от античного названия

Днестра –Тирас. Гидроним Тирас-Тира образован от иранского turas –

«быстрый» и упоминается ещё Геродотом. Позднее он встречается в сочинениях

Страбона, Плиния и Птоломея.

Тиверцами, вероятно, стала называться та часть славян-антов, которая

обитала в бассейне Днестра ещё в эпоху черняховской культуры. Можно

полагать, что в У1-У11 вв. предки летописных тиверцев были одним из племен

антов. В Х-Х1 вв. в период натиска на славян печенегов и половцев тиверцы

наряду с другими южнорусскими племенами вынуждены были отступить к

Карпатским горам в Закарпатье.

УЛИЧИ – летописные известия о них немногочисленны. В научной литературе

имеют место различные мнения относительно ареала, истории и судьбы этого

племени. Наибольшее распространение получила гипотеза о расселении уличей

в Нижнем Поднестровье. Согласно летописи уличи имели свой город -

Пересечен. Н.И. Надеждин предположил, что основным районом расселения

уличей было побережье Черного моря между устьями Днепра и Дуная.

В 50-х годах ХХв. Б.А.Рыбаковым были проанализированы все сведения

письменных источников об уличах.. Наиболее ранние сведения относятся к

эпохе Аскольда и Дира. Очевидно в этот период уличи жили , как и древляне,

где-то по соседству с полянами. Борьба Киева с уличами продолжалась до

середины Х в. Есть основания полагать, что основной территорией уличей

до середины Х в. было Поднепровье южнее полянской земли. Возможно правы

исследователи, которые связывали уличей с рекой Орелью-Углом, или изгибом

Днепра. Б.А.Рыбаков показал, что уличский город Пересечен должен находится

не в Поднестровье, а в бассейне Днепра. Данных для того, чтобы очертить

ареал уличей слишком мало. По Б.А.Рыбакову до Х в. уличи жили в районе

Днепровской луки и днепровских порогов доходя на западе до Южного Буга, а

на юге до черномоского побережья.

Летопись знает несколько вариантов написания этнонима уличи – угличи,

улучи, улучичи, улицы, лутицы и др. Этимологические розыскания

О.Н.Трубачева показали, что древнерусская форма уличи – улучи отражает

тюрскую передачу древнерусского угличи. Таким образом, форма уличи,

известная летописи, -видоизменение, полученное от тюрских соседей. Тюрки-

кочевники длительное время жили в соседстве со славянами-уличами. М.К.

Любавский полагал, что тюрки- печенеги не только соседили с уличами, но

частично смешались с ними и ассимилировали их.

В 60-х годах ХХв. в Нижнем Поднепровье были обнаружены славянские

памятники У1-1Х вв. (раскопки в бассейне Тясмина). Эти поселения и

могильники принадлежат к древностям пражско-пеньковского типа и следующим

за ним и древностям типа Луки-Райковецкой, распространенным на широкой

территории от Нижнего Дуная до Днепра.

В конце 1Х- начале Х вв. под натиском печенегов часть поднепровских

уличей, видимо продвинулась в более западные районы Северного

Причерноморья. Постоянные набеги тюрских кочевников вызывали частые

миграции населения. Все это в конечном счете привело к полному исчезновению

этнических особенностей уличей.

Племена юго-востока

СЕВЕРЯНЕ – согласно летописи они располагались на трех реках днепровского

левобережья. Ареал северян ограничивался средним течением Десны, бассейном

Сейма и верховьями Сулы. Городами северян были Новгород-Северский, Севск,

Путивль и Рыльск. Первые славяне появились на этой территории в середине 1

тысячелетия н.э. Об этом свидетельствуют памятники антского типа из южных

районов северянского ареала. Северные области ареала северян занимали

племена, оставившие колочинские древности.

Анализ водных названий днепровского лесостепного левобережья

показывает, что дославянским населением здесь были балты и иранцы.

Племенное название северян по происхождению явно неславянское. Наиболее

вероятным представляется мнение об иранском происхождении этого этнонима.

По-видимому, северами первоначально именовалась племенная группа

ираноязычного населения, обитавшая в днепровском лесостепном

левобережье.

СЛАВЯНЕ НА ДОНУ – славянские поселения того же облика, что в земле

северян, известны также в верховьях Донского бассейна. Повесть временных

лет, рссказывая о восточнославянских племенах, не сообщает этнонима

верхнедонских славян.

А.А.Шахматов высказал предположение, что первоначально вятичи жили

на Дону и позднее расселились на Оку. Позднее А.А.Шахматов отказался от

этого, но все же полагал, что Рязанская земля была освоена славянами с

двух сторон - с запада, по Оке, и с юга, из областей Донского бассейна

(1919г). Славянские поселения на Дону были покинуты в конце Хв. Переселение

славян из этого обжитого края , очевидно, было вызвано набегами

кочевников. В то время, когда составлялась Повесть временных лет,

славянской группировки на верхнем Д уже не было, поэтому её имя не попало

на страницы русских летописей.

ВЯТИЧИ - русские летописи связывают их ареал с Окой. Вятические курганы с

трупоположениями и их вещевые инвентари были систематизированы и

интерпретированы А.Б.Арциховским. В своей книге он сумел обработать все

накопленные к тому времени археологические материалы по вятичам и сделать

важные историко-археологические выводы, не потерявшие своего значения до

сих пор. Этнически определяющими для вятичей являются только семилопастные

кольца. На основе распространения семилопастных височных колец пределы

вятичского племенного региона обрисовываются следующим образом. На

западе вятичи соседствовали с северянами, радимичами и кривичами. Западная

граница сначала шла по водоразделу Оки и Десны. В бассейнах Жиздры и Угры

выделяется пограничная зона шириной 10-30 км, где вятические курганы

соседствовали с кривичскими. Далее вятичская граница поднималась на север

до верховьев Москвы-реки, а потом поворачивала на восток к верховьям

Клязьмы. Правобережье Москвы-реки целиком принадлежало вятичам. Примерно

около впадения реки Учи в Клязьму вятическая граница поворачивала на юго-

восток и шла сначала по левобережью Москвы-реки , а потом – Оки.

РАДИМИЧИ - место расселения - бассейн Сожа. В летописном перечне

племенных княжений восточного славянства радимичей нет. Однако из других

мест летописей очевидно, что радимичи управлялись племенными вождями,

имели свое войско и до последних десятилетий Х в. сохраняли

самостоятельность. Археология пока не располагает данными для решения

вопроса о месте, из которого расселились радимичи,

.Однако вполне определенно в материальной культуре радимичей нет

западнославянских особенностей. Единственным источником для установления

района, из которого пришли славяне в Посожье, пока является гидронимика.

Сопоставление водных названий радимичского ареала на Соже и других районов

Средней и Восточной Европы обнаруживает сравнительно небольшой участок

Верхнего Поднестровья, где имеется около двух десятков речных названий,

повторяющих гидронимы Посожья. Этот участок, по-видимому, и был прежним

местом обитания тех славян, которые поселившись на Соже, стали называться

радимичами.

Заключение.

Вопрос о том, что представляли собой восточнославянские племена, не

раз поднимался в исторической литературе. В дореволюционной историографии

считалось, что славянское население на территории Восточной Европы

появилось накануне образования Киевского государства. Другая группа

исследователей (лингвистов и археологов) рассматривала летописные племена

восточного славянства в качестве этнических групп. Есть и третья точка

зрения. Основатель русской исторической географии Барсов Н.П. видел в

летописных племенах политико-географические образования.

Рыбаков предпринял попытку выделить

по археологическим данным первичные племена, из которых составились крупные

племенные союзы, названные летописью. Он отмечает что столицы многих

крупнейших княжеств были в своё время центрами союзов племен: Киев у Полян,

Смоленск у Кривичей, Полоцк у Полочан, Новгород Великий у Словен, Новгород

Северский у Северян.

Новая гипотеза о предпосылках формирования древнерусской народности

изложена П.Н. Третьяковым. По его мнению восточные группировки славян

занимали издавна лесостепные области междуречья Верхнего Днестра и Среднего

Днепра.

-----------------------

[1] Филин Ф.П. Образование языка восточных славян, М., 159-190.

[2] ПВЛ 1 том, стр. 9-17.

[3] Арциховский А.В. М., 1937, Курганы вятичей стр. 53-61.

[4] Третьяков П.Н. М., 1937, Расселение древнерусских племён стр. 33-51.

[5] Седов В.В. Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья, М., 1970, стр. 9-

10.

[6] Кухаренко Ю.В. Средневековые памятники Полесья, М., 1961, стр. 9-17.

[7] Третьяков П.Н. Подсечное земледие в Восточной Европе, М., 1932, стр. 82-

84.

[8] Янушевич З.В. Культурные растения Юго-Запада СССР, Кишинев, 1976, стр.

212-213.

[9] Седов В.В. К вопросу о жертвоприношениях в Древнем Новгороде, М., 1957,

стр. 138-141.

[10] Брайчевская А.Т. Кузница на Пастырском городище Краткие сообщения

Института Археологии АН УССР,9.

[11] Рафалович И.А. Славяне VI-IX вв. в Молдавии, Кишинев, 1972, стр.229-

231.

[12] Прокопий из Кесарии, Война с готами, М., 1957, стр. 366.

[13] Мишулин А.В. Древние славяне в отрывках Греко-римских и византийских

писателей по VII в. н.э. Вестник древней истории , 1.

[14] Смирнов Г.Д., Рафалович И.А., 1965, Раннеславянские находки VI-VIIвв.

из Старого Орхея Известия АН Молдавской ССР, серия историч., 12.

[15] Рыбаков Б.А., 1949, Новый Суджанский клад антского времени. – Краткие

сообщения Института истории материальной культуры АН СССР, XXVII.

[16] Седов В.В. 1953, Древнерусское языческое святилище в Перыни. – Краткие

сообщения Института истории материальной культуры АН СССР, L.

[17] Приходнюк О.М. 1975, Слов’яни на Подiллi (VI – VII ст. н.е. ) Кiев,

с.98-99.

[18] Колчин Б.А. 1971, Новгородские древности. - Резное дерево. Свод

археологических источников, с.41-44.

[19] Шахматов А.А. 1919, Древнейшие судьбы русского племени, М., стр. 115-

119.

[20] Шахматов А.А. 1916, Введение в курс истории русского языка П., стр.

102-105

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.