бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Архитектурные сооружения Индии. Буддийские реликвии, скальные храмы и монастыри

Карли отличается большими размерами по сравнению с предыдущими храмами,

дает впечатление простоты и значительности. Размеры этой чайтьи, самой

крупной в Индии, 37,8 м длины и 13,7 м высоты. Портик храма частичьно

разрушен, но сохранившиеся детали позволяют предположить, что он был шире ,

чем сам храм. Портик состоял из мощных восьмигранных столбов,

поддерживающих верхнюю часть. Она в свою очередь, имела коллонаду из

четырех колонн с пилястрами. Сквозь малую коллонаду и через солнечное окно

внутрь храма проникал дневной свет. Несмотря на зной снаружи, внутри всегда

веяло прохладой. Прямоугольный зал ведет к «чреву» «мировой горы». В

полумраке сбоку и сверху из-за величественных колонн выступают статуи

людей, якшей, богов, коней, слонов. Стены тщательно отполированны.

Стрельчатые ребра молельни, имитирующие деревянные стропила, создают

движение всего объема вверх. Холл молельни заканчивается полукруглой

камерой с главным святилищем. Коридор для ритуального обхода опоясывает

пространство храма.

Чайтья подземного храма в Карли тщательно отделана снаружи, по фасаду у

нее широкий центральный и два боковых входа, украшенные небольшими

франтонами и рельефными фризами под ними, изображающими влюбленных.

Благодаря такому оформлению, ступенчатому входу, портику, коллонадам и т.

д., чайтья постепенно приобрела черты надземного храма.

Скальные храмы радуют глаз в регионе современного Бомбея, в западных горных

районах Гхат. Пещерные храмы имели деревянную архитектуру со всем

богатством деталей. Замысел пещерного храма, высеченного в глубине скалы,

отразил представления древних индийцев о слиянии святилища с природой.

Храмы создавались на склонах гор, на отвестных скалах из плотного

однородного гранита. Большая часть такого склона после обработки выглядела

совершенно вертикальной. Внизу расчищалась площадка, имевшая очертания

основания фасада. Затем вынималась основная масса породы. Таким образом,

строители не нуждались в строительных лесах, поскольку до тех пор, пока не

заложен свод работа не продвигалась. Процесс создания храма совершался

руками одних и тех же мастеров. Нет сведений о разделении труда

архитектора и скульптора. Авторов- архитекторов можно считать скульпторами

и строителями резчиками.

Вестибюль перед входом выделяется своим богатым декором. Весь внутренний

фасад украшен деревянными решетками с резьбой. На боковых стенах вестибюля

множество рельефных декоративных арочек. Это был распространенный прием

украшения плоскостей стен храмов. Стена с входами, идущими внутрь храма,

декорирована рельефами. Среди них выделяются две обнаженные

фигуры,изображающие покровителей храма.

Главный зал производит таинственное и величественное впечатление. Вглубь

идет могучая колоннада. В колоннах повторяется выразительная декоративная

деталь – скульптурная капитель.Скульптурная группа каждой капители состоит

из коленопреклоненных слонов. На них находятся мужская и женская фигуры.

Большое значение в архитектурном решении объема внутреннего зала имеет

эффект освещения. Он являет собой решетчатый фильтр, дающий мерцающий и

таинственный свет.

.

Статуя Будды из Сарнатха. V в.

Буддизм – древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а

точнее от почетного титула, ее основателя Будды, что означает

«Просветленный». Будда жил в Индии в V-IV вв. до н.э. За два с половиной

тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только

религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу,

искусство, систему образования – иными словами целую цевилизацию.

Сами буддисты ведут отсчет времени существования своей религии от

кончины Будды, однако среди них нет единого мнения о годах его жизни.

Согласно традиции считается , что Будда жил с 624 по 544г. до н.э.

Более 25 веков назад в одном из маленьких государств на северо-востоке

Индии у царя Шуддходаны и его жены Майи после долгого ожидания родился сын

Сиддхартха. Его родовое имя было Гаутама. Принц жил в роскоши, не ведая

забот, со временем завел семью и, наверное, сменил бы на троне своего отца,

если бы судьба не распорядилась иначе.

Узнав о том, что на свете существуют болезни, старость и смерть, принц

решил избавить людей от страданий и отправился на поиски рецепта всеобщего

счастья. Непростым оказался этот путь, но зато он увенчался успехом. В

местности ГАЯ он достиг Просветления, и ему открылся путь спасения

человечества. Случилось это, когда Синддхартхе было 35 лет. В городе

Бенаресе он прочел свою первую проповедь и, как говорят буддисты, «повернул

колесо Дхармы». Он странствовал с проповедями по городам и селам, у него

появились ученики и последователи, собиравшиеся послушать наставления

Учителя, которого они и стали называть Буддой.

В возрасте 80 лет Будда скончался. Но ученики и после смерти Учителя

продолжили проповедовать его учение по всей Индии. Они создавали монашеские

общины, где это учение сохранялось и развивалось.

Мифологическое жизнеописание гораздо сложнее. Согласно легендам,

будующий Будда перерождался в общей сложности 550 раз (83 - раза был

святым, 58 - царем, 24- монахом, 18- обезьяной, 13- торговцем, 12- курицей,

8- гусем, 6- слоном; кроме того, рыбой, крысой, плотником, кузнецом,

лягушкой, зайцем и т. п. Рождение Будды в семье кшатрия было его последним

рождением.

Незадолго до смерти Будда сообщил своему любимому ученику Ананде, что

мог бы продлить свою жизнь на целый век, и потом Ананда долго сожалел, что

не догадался попросить его об этом. Умер Будда в местечке Кушинагара, и его

тело было по обычаю кремировано, а прах разделен между восемью

последователями, шесть из которых представляли разные общины. Его прах

захоронили в восьми разных местах, и впоследствии над этими захоронениями

были воздвигнуты мемориальные надгробия – ступы. Согласно легенде, один из

учеников вытащил из погребального костра зуб Будды, который стал главной

реликвией буддистов. Ныне он находится в храме в городе Канди на острове

Шри-Ланка. Две другие реликвии Будды – это локон и кость.

Зуб Будды – главная реликвия буддизмма, известная во всех странах

буддийского мира. Его история таинственна и богата невероятными

приключениями, как, впрочем, и история любой другой значительной реликвии.

Как гласит легенда, в момент кремации земного тела Будды один из его

учеников выхватил из погребального костра зуб. В течение восьми веков он

хранился в Индии; за тем, когда между отдельными княжествами начались

феодальные войны, зуб в целях безопасности был переправлен на Шри-Ланку.

Считается, что туда его привезла, спрятав в свои прически, принцесса

Хемалатха. Один из местных правителей построил в честь Зуба Будды храм и

установил ежегодный праздник. Он длился две недели, сопровождался шествием

слонов (один из которых вез на спине ларец с реликвией), музыкантов и

танцоров, а также специальными службами в храме. Судя по описания

путешественников, наблюдавших этот праздник в седьмом и девятнадцатых

веках, порядок его проведения за несколько столетий почти не изменился.

В 1560 во время войны которую вели сингалы (коренное население Шри-

Ланки) с португальскими войсками, Зуб Будды был захвачен португальцами и

понастоянию главы католической миссии истолчен в порошек и сожжен. Так, во

всяком случае, утверждают португальские исторические хроники. В сингальских

хрониках, наоборот, сказано, что ничего подобного с Зуббом Будды не

случалось и случиться не могло. Он был спрятан, а португальцы захватили и

сожгли какую-то фальшивку. Зуб уцелел и после окончания войны вернулся в

свой храм, где храниться и по сей день. Праздник в честь Зуба Будды и

сейчас отмечается в горде Канди, привлекая большое количество людей.

Существует набор из восьми предметов, который ставится на алтаре в

буддийском храме, но может стоять в доме и даже в юрте, где живет семья,

исповедующая буддизм. Эти предметы называются «восемь драгоценностей»,

«восемь эмблем славы», «восемь знаков счастья», «восемь благоприятных

символов», «восемь жертв».

- Зонт, защищающий от злых помыслов, - атрибут царской власти.

- Две рыбы, символизирующие единство и духовное освобождение: «как вода

позволяет рыбе плыть свободно, так и буддийская вера освобождает душу».

- Ваза, наполненная напитком бессмертия,- сокровищнница благих помыслов.

- Лотос – символ чистоты и залог спасения.

- Раковина, закрученная вправо, - символ блаженства. Используется в

богослужениях в качестве трубы или сосуда для пожертвований и

символизирует «произнесенное слово».

- Узел – символ бесконечного цикла перерождений, а также благополучия,

единства всех вещей и переменчивого характера времени.

- Штандарт – символ горы Меру, центра буддийской вселенной; символизирует

также победу над невежеством и смертью.

- Колесо учения – колесо с восьмью спицами, символ восьмеричного пути к

совершенству.

- Священный буддийский символ ваджра.

По мере того как буддизм все больше становился на службу интересам

господствующих классов , в целях усиления его идеологического воздействия

на народные массы все шире привлекались вместе с архитектурой средства

изобразительного искусства. В ранний период распространения буддизма, когда

образ Будды сохранял свой человеческий облик учителя и проповедника,

изобразительное искусство ограничивалось сюжетами из легендарной жизни

Будды и оставалось, как прежде, непосредственным, жизненным и правдивым. В

раннем буддийском искусстве изображения самого Будды не встречаются; они

заменялись изображениями предметов, связанных с событиями его жизни, как,

например: дерева пипал под которым якобы произошло просветление Будды и

которое с тех пор стало священным; символического колеса – обозначения

закона вращения мировых судеб человечества ( Будда якобы привел это колесо

в движение ); лотоса, считавшегося священным цветком у индийцев с

незапамятных времен. В изображении лотоса скорее можно усмотреть образ

солнца, которому поклонялись в древности.

В I веке нашей эры в Гандхаре появляются антропоморфные изображения

Будды. Прототипами фигур стоящего Будды послужили греко-римские скульптуры.

Поза сидящего Будды была местной.

«Великий учитель» часто изображался со скрещенными ногами и руками,

поднятыми для благословления или поучения. Разрабатывалась сложная

символика положения рук и пальцев, так называемые «мудра», где каждый жест

имеет определенное значение. Ранние скульптуры Гандхары характеризуются

некоторой неподвижностью, тело совершенно скрыто тяжелыми складками плотной

ткани, а лицо порой подобно маске. Но со временем изображения Будды

приобретают утонченность и изящество, они воплощают идеализированный образ

прекрасного, гармоничного человека, напоминающего античного Апполона.

Прекрасным образцом гандхарской скульптуры является голова Будды (IV-

Vвв.). Лицо его одушевлено выражением глубокой и ясной мысли, передающий

буддийский идеал внутренней гармонии.

Позднее образ Будды отходит от ганхарского типа и становится все более

идеализированным и отвлеченным. Это относится прежде всего к изображению

самого Будды, окружавшие же его сцены на рельефах, созданные народными

мастерами, по- прежнему очень жизненны и выразительны.

Параллельно в скульптуре Индии уже в первые века нашей эры складываются

определенные каноны, которые постепенно ощущаются все сильнее. Это особенно

заметно в изображениях Будды (например, длинные уши – одно из 32 качеств,

присущих ему). Но, несмотря на ограниченные рамки канонов, мастера

стремились подойти творчески, индивидуально к изображаемому.

Ранние дошедшие до нас памятники пластического искусства, которые

исследователи относят к периоду расцвета Маурийского государства,

представляют собой отдельно стоящие, мемориальные колонны, завершенные

скульптурой ( В.А. Смит – известный специалист по индийскому искусству,

насчитывает столбов Ашоки по различным упоминаниям 36), круглые статуи,

выполненные из камня (серого песчанника из Чунара ),отличающиеся зеркальным

блеском полированной поверхности, и терракотовые статуэтки.

Между прочим, та же техника блестящей полировки характерна и для стен

пещерных сооружений III в.до нащей эры, в дальнейшем она уже не

встречается.

К официальному направлению в искусстве Маурьев, явно несущему следы

внешнего влияния и символизма, относится наиболее ранний из уцелевших

памятников (после Хараппы), так называемая львиная капитель колонны Ашоки

из Сарнатха. Капитель представляет эмблему власти и достаточна выразительна

в этом отношении (она стала национальной эмблемой современной Индии ).

Стилизованные фигуры четырех львов, стоящих как бы на страже власти,

обращенные своим грозным взглядом по странам света, несут на своих спинах

колесо, символизирующее закон движения вселенной. Под фигурами львов

расположены рельефы, изображающие животных в стремительном беге друг за

другом, и чередующиеся с ними как бы вращающиеся колеса. Считают, что эта

компазиция символически выражает круговой замкнутый цикл превратных

Львиная капитель колонны

(стамбхи)

Ашоки из Сарнатха

III век до н.в.

человеческих судеб. Было ли действительно такое намерение у мастеров или

заказчика – сказать трудно. Но нельзя согласится с тем, что опорой для

фигур служат якобы формы излюбленного в индийском искусстве лотоса,

обращенного лепестками вниз. Врят ли индийские художники могли допустить

композицию, в которой этот нежный цветок, символизирующий основу жизни,

находился бы под ногами мощных львов. Скорее всего это форма не цветка, а

колокола, как в некоторых ахеменидских капителиях.

Имеется другой пример колонны Ашоки в Рампурве, завершённой фигурой

быка, стоящего на форме, похожей также на опрокинутый вниз колокол. Если в

самой идее колонны, несущей фигуры животных, и в технике исполнения можно

усмотреть влияние чужеземного искусства, то по реалистической трактовке

фигур и по тщательности деталировке в исполнении эти примеры пластического

искусства, скорее, приближаются к искусству Хараппы.

Именно в этот период правления Ашоки, судя по уцелевшим памятникам,

началось массовое строительство сооружений буддийского культа: ступа,

монастырей (называвшихся сангхарама, или вихара ) – новый тип сооружений,

появившийся вместе с возникновением сангха и представлявший собой комплекс

жилых и хозяйственных, а позднее культовых зданий, чаще всего

предназначенный для монахов, уединенный от населенных мест или

изолированный от окружающего высокими крепостными стенами.

Такие сооружения буддийского культа, как ступа и чайтья, возникли

в Индии с тех пор, как личность Будды стала обожествляться и появился

предмет особого поклонения. Ступа ведет свое происхождение от могильных

холмов.

Другим видом буддийской архитектуры были стамбхи – каменные

мемориальные колонны, которые возводились при Ашоке на местах, отмеченных

какими-либо значительными событиями в истории буддизма. Уцелело лишь десять

столбов, некоторые из них частично разрушены. Отдельные стамбхи достигают

15 м высоты и свыше 50 тонн веса. На стволе обычно высекались тексты

царских указов, пропагандирующих религиозно-этические принципы буддизма, а

капители были украшены скульптурными символами в виде цветка лотоса, фигур

животных и т. д

К ранним произведениям пластического искусства, связанного с Буддизмом,

относятся рельефы на оградах и воротах ступа в Бхархуте ( II в. до н.э. ),

Санчи(I в. до н.э. ) и на многочисленных сооружениях пещерного зодчества в

Бхадже, Насике, Карли и др. В этих памятниках, не утративших связей с

народным искусством резьбы по дереву и по слоновой кости, особенно ярко

проявляются черты самобытности индийского искусства. Более плоские ( по

сравнению с рельефами Санчи ) рельефы Бхархута отличаются той же силой

обобщения образа и монументальностью форм, которые характерны для статуй

маурийского периода. В изображениях на сюжеты из легендарной жизни Будды,

наряду с жанровыми бытовыми сценами, встречаются знакомые нам

мифологические фигуры якшей и якшинь. Фигуры и предметы показаны как бы с

птичьего полета.

Ограда и ворота ступа в Бхархуте и Санчи были первоначально

деревянные; когда они пришли в ветхость, их заменили каменными,

повторяющими прежние формы деревянных конструкций. Приходится удивляться

прочности и устойчивости каменных ворот, простоявших, например в Санчи, в

целости и сохранности около двух тысячелетий. Ворота в Санчи создавались в

разное время. Лучшими из них считаются северные ворота, выполненные,

повидимому под руководством одного мастера, в то время как в других

воротах принимали участие несколько ремесленных корпораций ( известно,

например, что среди них были и резчики по слоновой кости) – отсюда

отсутствие цельности в общей композиции и разнохарактерность менеры

исполнения рельефов.

Фрагмент северных

Ворот ступа № 1

В Санчи. I в. до н.э.

Рельефы в Санчи значительно отличаются от Бхархутских. Они показывают

дальнейшее совершенствование техники резьбы по камню – рельефы в Санчи

более пластичныеи выпуклые, переходящие иной раз в круглую скульптуру

(например фигуры якшей и слонов на воротах). Измельченность форм, тонкость

и изящество деталировки развились скорее всего под влиянием искусства

резьбы по слоновой кости. В тематику рельефов принесены новые сюжеты,

отражавшие происходившие события: сцены сражений и битв, осада города. То

там, то здесь в рельефах сцены из легендарной жизни Будды раскрывают нам

жизнь древнеиндийского общества, окружающий его буйный растительный и

животный мир джунглей. Жизненно правдивые образы переплетаются с

вымышленными.

Связанная непрочными узами, разобщенная на племена и касты, империя

Ашоки распалась вскоре после его смерти на более мелкие, враждовавшие между

собой государства. На юге Индии с I в. до н.э. по III в.н.э. доминировала

империя Андхра со столицей Амаравати. Границы империи в период ее расцвета

простирались от Бенгальского залива на востоке до Аравийского моря на

западе, а с севера на юг – от реки Годавари до реки Кришна.

В памятниках искусства, созданных после распада Ашоки, постепенно исчезают

следы персидского влияния, а вместе с тем проникают в первых веках до н.э.

влияния грекобактрийского и позднеримского искусства.

Наблюдавшийся уже в рельефах Санчи отход от крупных лапидарных форм,

появление некоторой измельченности и изысканности в полной мере дают себе

знать в более позднем искусстве Амаравати, представленном в отдельных

фрагментах рельефов ограды и ворот ступа. Уже сам материал – мрамор,

избранный для облицовки ступа вместо камня, придает этому сооружению

рафинированный характер. Удлинённость пропорций тела и конечностей делают

фигуры особенно невесомыми и подвижными.

*

С образованием в северных и центральных районах Индии мощного

государства Гуптов ( IV – VI вв.) искусство Индии рабовладельческой эпохи

вступило в пору последнего расцвета. Длительный период относительного мира,

наступивший тогда в Индии, привел к развитию городов и расцвету придворной

культуры. В правлении Гуптов были достигнуты такие успехи в архитектуре,

пластике и живописи, что этот период обычно называют классическим периодом

индийского искуства. Развернулось строительство дворцов, монастырей,

храмов. Среди сохранившихся памятников – ранние наземные храмы,

трактованные как божья обитель, в Санчи (храм V в.) и других местах. Ядро

этих храмов, сложенных из тесаного камня, составляет кубическое святилище с

внутренним помещением для божества и входным портиком. Каноническую

завершенную форму получает в это время изображение Будды (статуи Будды из

Сарнатха, песчаник; из Султанганджа, бронза; обе-5 в.) Фигура Будды школы

Матхуры, начало которой относится к кушанскому периоду, с грубым и широким

крестьянским лицом, теперь, в период правления Гуптов, изменяется и

приобретает отпечаток несколько отрешенный придворной утонченности.

Культурное наследие эпохи Гуптов получило развитие в раннесредневековых

феодальных государствах Декана (Чалукьев, 6-12 века; Раштракутов, 8-10

века), юга (Паллавов, расцвет в 7в., существовало по 9 век.) и севера Индии

(Харши, 7век.). Еще продолжали строиться ступы, скальные храмы и монастыри,

хотя под влиянием господственных идей индуизма традиционные формы этих

сооружений наполнялись новым содержанием. Отживал тип чайтья, а вихара из

монастырского общежития превращалось, по существу, в храм. Около 6 века

появились скальные брахманские и джайнские храмы, не отличавшиеся по своим

формам от буддийских.

Наиболее значительное скальные сооружения этого периода находятся в

Аджанте и Эллоре. Аджанта прославилась главным образом стенными росписями

буддийских монастырей (2 век до нашей эры -7 век нашей эры). Написанные на

сюжеты буддийских преданий, они представляют, по существу, широкую картину

общественной жизни Индии, создавая вместе с архитектурой и скульптурой

праздничный декоративный ансамбль. Содержание росписей – эпизоды из жизни

Будды и их джатак, то есть из истории о прежних существованиях Учителя.

Часто они трактованы как сцены придворной жизни: принцы проводят время в

роскошных аппартаментах, нежно обнимая своих жен, окруженные прислужниками,

или же принимают гостей, выезжают на войну или на охоту. Таким образом,

здесь можно увитеть не только внутренние помещения дворца, но и сады и

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.