бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Индейцы Америки

– и хватит...

На обратном пути мой спутник говорил то, что я уже не раз слышал:

главная проблема – это бедность и безграмотность, сплетенные в

заколдованный порочный круг. По его словам, 80 – 90 процентов навахо

неграмотны, не имеют профессии и квалификации и потому обречены на

случайную черную работу и жалкое существование в высоко конкурентном

американском обществе. Не больше половины детей посещают школы, родители

боятся отпускать их, в школе их учат чужому и отучают от своего. Знакомые

мотивы...

После обеда я обстоятельно беседовал с Перри Алленом. У него

осторожный оптимизм.

– На моем месте еще пять лет назад сидел белый. И он был совершенно

равнодушен к истории племени, к другим вещам. Правительство племени создали

лишь в 1954 году. До этого все было в руках белых, и я вряд ли открою вам

секрет – они преследовали свою выгоду.

Перри Аллен разъяснил нынешнюю структуру управления. Председатель

племени избирается прямым голосованием и служит главным должностным лицом.

Племенной совет также избирается, это законодательный орган. Управленческий

аппарат подчинен председателю и совету. Представители из Вашингтона, из

Бюро индейских дел – «наши опекуны», наблюдатели. Они отвечают за школы-

интернаты, министерство здравоохранения – за больницы. В остальном племя

автономно: свой бюджет, свои источники доходов, расходы на полицию, на

соцобеспечение и другие социальные программы. На местах подобие мини-

муниципалитетов, которые следят за порядком и нуждами населения, разбирают

его жалобы, обращаются в Уиндоу-Рок за средствами,– к примеру, когда

понадобится вырыть новый колодец.

– Мы молодая нация, нам всего каких-то сто лет,– повторял, как бы

оправдываясь, Перри Аллен, избегая слово «племя», в котором сильны

отголоски старого, и ведя летосчисление с 1868 года, от подписания

последнего и окончательного договора навахо с правительством США.

– Мы – молодая нация и потому во второй половине двадцатого века живем

во многом как в колониальные дни. Многое должны изменить. Может быть,

следует открывать здесь свои собственные фабрики, магазины и т. д., а не

только давать все это на откуп (при помощи лицензий) белым американцам. Кто

спорит, бизнес в резервации принадлежит белым людям. По разным причинам

многие из навахо находятся у них в долгу, долгу кабальном, по четыре-шесть

тысяч долларов.

– Но бог свидетель,– и Перри Аллен комически воздевал руки к небу,– мы

должны двигаться вперед медленно и осмотрительно. Невозможно разом

избавиться от белых торговцев. Не забывайте, что торговые посты – источник

существования для многих навахо, в смысле кредита. Чем его заменить, этот

источник? Чтобы уничтожить несправедливость, надо дать людям работу,

создать тысячи и тысячи новых рабочих мест.

Аллен сообщил, что «молодая нация» стала почти самообеспеченной,

продавая белому бизнесу лицензии на разработку обнаруженных на территории

резервации нефти, газа, урановой руды, а также на открытие коммерческих

заведений и промышленных предприятий, но нуждается в средствах БИД для

содержания школ-интернатов и строительства хороших дорог, без которых не

заманить сюда белый бизнес и туристов, что есть лишь один геолог-навахо,

лишь два доктора и ни одного адвоката, ни одного судьи с высшим

образованием, что из студентов-выпускников лишь двадцать пять процентов

возвращаются, хотя на обучение каждого племя тратит по нескольку тысяч

долларов.

– Мы против какого-либо диктата. Хотят вернуться – превосходно. Не

хотят – их дело. Такое поведение мы не считаем эгоистическим. Пусть уж

лучше поработают на стороне, приобретут опыт, а там, глядишь, вернутся

более полезными людьми. Своя земля все-таки тянет. Многие учителя и

фельдшеры возвращаются обратно. Редко кто исчезает совсем...

Перри Аллен направил меня к Руфи Сэндовал, возглавляющей отдел

соцобеспечения, потом я попал к Джону Мартину, ведающему просвещением,

навестил Чета Макрори, редактора «Навахо таймс», и завершил трудовой

понедельник разговором и ужином с судьей Уильямом Язи.

Руфи Сэндовал понравилась, пожалуй, больше других. Средних лет

индианка, простая, откровенная, с уютной домашней улыбкой. У нее сердце

матери, и по натуре она совсем не чиновница, а скорее, общественница-

подвижница. Нужный человек на нужном – и нелегком – месте. На главную

проблему – нищеты – она выходит напрямую. Ее отдел занят помощью остро

нуждающимся – талоны для голодающих на бесплатные продукты питания, пособия

в случае увечий, смерти родных, развала семьи, других чрезвычайных

происшествий и ситуаций. Она все время заглядывает в бездну и бездонность

ее знает – и переживает – сильнее прочих. Нет средств, чтобы помогать всем.

И расспрашивать ее, открытую, не дипломатичную,– это как нарочито бередить

ее боль.

Мартин снабдил статистикой – сколько студентов-навахо получают

стипендию от племени, сколько – от федерального правительства в Вашингтоне.

Среди оканчивающей среднюю школу молодежи сильнее всего тяга в учителя, на

втором месте – инженерные профессии и менеджеризм.

Редактор Чет Макрори, критичный и ироничный в таком духе выдержаны и

его заметки, публикуемые в каждом номере, и судья Уильям Язи не разделяли

даже осторожного оптимизма Перри Аллена. По их прогнозам, правительство

племени через несколько лет может вполне оказаться банкротом, так как

бюджетные расходы постоянно превышают доходы и дефицит покрывается за счет

все убывающих накоплений, депонированных в банках.

Редактор говорил о двух тенденциях в руководстве племени. Старая

гвардия боится «прогресса», который, по ее мнению, грозит самобытности

навахо и, более того, цельности племени как этнической общности. Другая

группа за то, чтобы делать навахо более конкурентоспособными в американском

обществе. Нынешние руководители племени, по мнению Чета Макрори, стараются

совместить обе тенденции, понимая опасность потери «лица» и культуры и

одновременно необходимость экономического развития. Необходимость эта

диктуется хотя бы фактом прироста населения – пять тысяч в год. Навахо уже

не могут прокормиться по-старому – овцами, примитивным, скотоводством.

Выход – в индустриализации. Искусные ремесленники становятся хорошими

рабочими на тонком производстве, требующем ручного труда. Приглашая

промышленные корпорации на землю резервации, руководители племени ставят

условие, чтобы при наборе рабочей силы предпочтение отдавалось навахо. Но

корпорации хотят владеть землей, на которой расположены их предприятия,–

без этого им трудно получать займы от банков. И в этом притязании большого

бизнеса на землю – огромная опасность. Почему? Потому что племенное

владение землей – это материальная основа, скрепляющая племя, позволяющая

ему сохранить цельность и лицо. Если эта основа будет разрушена, наступит

дезинтеграция, все пойдет прахом. Там, где племенная система владения

землей была нарушена, рухнула защитная стена, индейские племена уже

распались, открытые всем ветрам капиталистического общества, на которых им

не устоять.

Судья Язи был последним собеседником. Подвезла меня к нему Ширли

Уотчмэн, сотрудница Перри Аллена. Манерой поведения, прической, некоторой

жеманностью и вообще ароматом нездешней утонченности Ширли выделялась – и

нарочно выделяла себя – в непритязательном Уиндоу-Роке. И автомобиль у нее

необычный – новенький, полуспортивный, тоже выделяющийся среди здешних

пикапов. И в машине, по дороге к судье, она выделилась еще и разговором.

– Поверите или нет, но мои любимые писатели – русские, и моя любимая

музыка – русская, и я мечтала быть балериной и училась у... (Две незнакомые

фамилии, которые не уловил на слух.) Сюрприз. Первая человеческая ниточка,

хотя и не прямым путем, протянулась от Уиндоу-Рока к моей стране. Перед

Ширли Уотчмэн стоял выбор: и дальше учиться балетному делу, что было

сопряжено с риском материального, да и творческого неуспеха, либо избрать

обычную «деловую карьеру». Убоявшись риска, она предпочла второе, работала

секретаршей во Флориде. Но счастье и успех обошли ее и там. Что же привело

ее сюда, в глубинку, в медвежий угол? Она ответила: «Устала от того, что

довольно точно называется «крысиными гонками». Она индианка, хотя из

другого племени. Неудачница, вернувшаяся если не в родное, то хоть в

родственное лоно. Спрятавшаяся за той защитной стеной, о которой говорил

редактор Чет Макрори.

Что касается судьи Уильяма Язи, то он рассуждал о зле алкоголизма и о

том, не лучше ли торговать спиртным на территории резервации – плод не

будет таким сладким, перестав быть запретным, а деньги достанутся не белым

коммерсантам, а администрации племени. Интересовался, что у нас, в стране

знают об индейцах. Здесь это вопрос с подтекстом. В сознании «средних

американцев» благодаря Голливуду и телевидению посеяны глупые и

оскорбительные представления об индейцах. И вот индейцы хотят знать, не

привились ли эти стереотипы и за американскими пределами.

Но и тут жизнь не обходится без обычной своей смеси трагикомического.

Когда ужинали в доме судьи, вполне городском, по одному из телевизионных

каналов как раз прокручивали очередной фильм об индейцах. Судья со знанием

дела и не без обиды комментировал по ходу действия: «Это не настоящий

индеец. Это загримированный белый». И, к слову, рассказал смешную и

грустную историю о настоящих индейцах и американском кинематографе. Тут, на

севере резервации, Голливуд делал очередную ленту с участием знаменитого

киноковбоя Джона Уэина. Для массовок пригласили индейцев, как водится,

разодев и разрисовав их вовсю. Джон Уэйн, выходивший победителем из всех

передряг с индейцами, в одном эпизоде появлялся на скале – верхом на коне,

с винчестером в руках. И сотня кровожадных индейцев внизу. Тоже на лошадях.

Готовых, по киносценарию, его растерзать. Индейцам-статистам объявили:

«Сейчас он выстрелит. Как только раздастся хлопок, один из вас должен

упасть с лошади – за это дополнительно десять долларов». Выстрел. Хлопок.

И...с лошадей попадали все сто индейцев (прим. – свидетельство глупости

режиссера, а не индейцев).

Эти впечатления нашего соотечественника из прежней нашей страны – СССР

- весьма протеворечивы и слегка тенденциозны. В них мы можем найти и

положительные и отрицательные моменты в жизни современных индейцев, причем

решение многих проблем зависит от самих индейцев… Оказывается земля

принадлежит племени и «вожди» сами могут решать многие вопросы, а уж как

они их решают – это другой вопрос, помощь государства также достаточно

существенна и каждый волен строить судьбу по-своему… собственно цену всему

этому мы хорошо узнали в последние годы своей собственной истории.

Кстати о кинематографе. Один из сегодняшних лидеров индейского

движения в США рассказывает:

В Валлежо, Калифорния, мы с младшим братом Дэйком по субботам во

второй половине дня ходили в кинотеатр "Эсквайр" и смотрели те самые

проклятые фильмы о ковбоях и индейцах 40-х годов, в которых трубили горны,

кавалерия шла в атаку и, волей-неволей вызывая симпатии зрителей, начинала

убивать индейцев. Дэйк не мог смотреть на это; он закрывал лицо руками.

Когда тебе восемь или девять лет, как было нам тогда, ты все еще надеешься,

вдруг сейчас индейцы победят, вдруг это кино окажется непохожим на другие.

После, выйдя из кинотеатра и полагаясь лишь на Бога, мы вдвоем, спиной к

спине, сражались против мексиканцев, филлипинцев, китайцев и негров так же,

как и против белых. Все эти соседские ребята говорили: "Эй, индейцы, мы

сейчас подхлестнем вашего осла!"

И как продолжение этой кинематографической истории:

В 1966 году кинематографистами Восточной Германии на студии «ДКФА» был

снят культовый фильм «Сыновья Большой Медведицы». Роль индейского воина

племени СИУ Токей Ихто: сыграл известный в то время сербский актер Гойко

Митич. Фильм имел ошеломительный кассовый успех как в бывших странах

социалистического содружества, так и в Западной Европе. Фильм был предложен

и американцам, но те, обозвав его «эрзац-вестерном», отказались от покупки.

Общеизвестным является стремление американской киноиндустрии не допустить

на свой рынок работы европейских мастеров, подтверждением чему служит

непонятная для любого европейца индустрия ремейка (т.е. точное копирование

крупного успешного фильма, произведенного в Европе, воспроизведенного в США

с участием собственных актеров и перенесенного на местную почву). Судьба

фильма «Сыновья Большой Медведицы» оказалась драматически непредсказуемой.

Копия фильма была подарена индейскому племени сиу-дакота ( в штате Южная

Дакота) представителями германского культурно-этнографического общества

«Красный Круг» (это общество серьезно занималось исследованиями культуры и

истории индейцев Северной Америки). Через некоторое время после показа

фильма в ряде индейских резерваций вспыхнуло восстание племени сиу, самое

крупное в XX веке. Эти события вошли в историю США начала 70-х годов как

«Индейская революция в «Вундед Ни» Лидерами восстания выступили индейские

вожди Рассел Минс (ныне известный киноактер) и Леонард Пелтиэр. В восстании

приняли участие сотни индейцев сиу, оснащенных автоматическим оружием.

Благодаря умелой организации они в течение месяца противостояли натиску

тяжелой бронетехники и вертолетов армии и полиции США. Восстание было

жестоко подавлено. Руководители — приговорены к длительным срокам тюремного

заключения Точное количество погибших с обеих сторон до сих пор скрывается.

Среди причин восстания агентами ФБР был назван факт демонстрации фильма

«Сыновья Большой Медведицы».

Картина была объявлена провокацией спецслужб ГДР: длительно

подготавливаемой и блестяще проведенной.

Ряд крупных руководителей Федерального Бюро по делам индейцев США

лишился должностей. Их преемники уже не допустили подобных ошибок и

продолжению «Сыновей» — фильмам «След сокола» и «Белые волки» (также о

борьбе сиу-дакота за свои земли) — был заказан путь в Соединенные Штаты.

Необходимо сказать несколько слов о личности актера — серба Гойко

Митича. После событий 1973 года в резервации Вундед Ни, Южная Дакота, Гойко

Митичу многократно угрожали, вынуждая отказаться от дальнейшей работы. Но,

не обращая никакого внимания на запугивание и шантаж, Митич продолжил

сниматься в ролях индейских воинов в фильмах «Смертельная ошибка»,

«Текумзе», «Оцеола», «Братья по крови», «Апачи», «Ульзана». Нелишне

отметить и факт гибели в автокатастрофе американского певца и актера Дина

Рида, который был партнером Митича в фильме «Братья по крови» и выступал

многократно с обличением американского империализма.

Не так давно, обрушивая в течение более чем двух месяцев во имя прав

человека бомбы и ракеты на Белград и другие сербские города, американцы

предпочитают не вспоминать о годовщине одного события у себя дома, впрямую

связанного с так называемыми «гуманитарными ценностями»:

Летом 1924 года, конгресс США принял закон, предоставляющий

гражданство страны ее коренным жителям – индейцам. До этого – а Америка к

тому времени уже полтора столетия была суверенным государством – стать

американскими гражданами индейцы не могли. Исключение делалось разве что

для тех из них, кто имел особые заслуги, к примеру, был награжден за отвагу

в Первой мировой войне.

Закон 1924 года, однако, не имел ничего общего с торжеством

демократии. К примеру, второй его параграф предусматривал, что, вступая в

гражданство США, любой индеец должен быть готов к ограничению его

имущественных прав. В переводе с языка юридической казуистики на обычный

это означало, что собственность у такого индейца могла быть конфискована по

решению суда без согласования с советом старейшин его племени. Понятно, что

у самих индейцев благодеяние конгресса особых восторгов не встретило. «Как

можно быть суверенной нацией, одновременно оставаясь гражданами чужой

страны, управляемой чужим правительством?» – вопрошал тогда вождь племени

тускарора Клинтон Рикард, основавший позднее Лигу защиты индейцев Америки.

С точки зрения права верховный тускарора был недалек от истины. Ведь и

сегодня юридически в Америке насчитывается 542 суверенных нации – по

количеству индейских племен. Их численность – 2 миллиона человек, в два

раза больше, чем, к примеру, косовских албанцев. Самыми многочисленными

племенами являются чироки (свыше 330 тысяч), навахо (220 тысяч), сиу (103

тысячи). Есть и те, что насчитывают всего полсотни человек. Формально за

каждым племенем закреплена соответствующая территория (резервация), где

индейцы вправе осуществлять местное самоуправление. Так записано в другом

законе, принятом в 1934 году. Фактически же полномочия советов племен не

простираются далее надзора за залами игральных автоматов и решения

простейших конфликтов. Любой индеец, совершивший уголовное преступление,

автоматически подпадает под юрисдикцию местного американского суда, а совет

племени вправе лишь ходатайствовать о снисхождении или применении к

провинившемуся специфически индейских видов наказания. Недавно такую

просьбу уважил суд на Аляске, рассматривавший дело двух подростков-

эскимосов, которые совершили вооруженное ограбление. По рекомендации

старейшин племени тюремное заключение им заменили ссылкой на необитаемый

остров, как того требовали древние обычаи.

Юбилей закона 1924 года в Америке широко не отмечают. И в правду,

разве это не абсурд, когда страна, считающая себя мировым эталоном в

области прав человека, в течение полутора столетий отказывала в гражданстве

ее коренным жителям. И что будет с Америкой, если индейцы сегодня потребуют

себе таких же прав, как и албанцы в Косово, да еще призовут кого-нибудь на

помощь? Юридических оснований у них предостаточно. Ведь в 1389 году, когда

произошла битва на Косовом поле между турками-османами и сербами, индейцы

владели всем американским континентом. До первого плавания Колумба

оставалось еще 103 года...

Сегодня индейцы хорошо организованы и умело пользуются плодами

цивилизации. Недавно индейцы Америки объявили о решении открыть собственный

сайт в Интернете. Идея сделать электронную страничку была высказана на

форуме "Двух Америк", который прошел в Панаме. Об этом сообщил

представитель Программы изучения традиций Панамы Онель Ариас.

Пока еще 90% американских индейцев не имеют доступа в интернет. Несмотря на

это каждая организация коренного населения Америки будет обязана открыть

свою страницу в Сети, сказал Ариас.

В конференции, которая продолжалась неделю, приняли участие представители

индейцев Венесуэлы, Гватемалы, Гондураса, Канады, Панамы, Перу и США.

В России многие с сочувствием и симпатией относятся к индейцам. Многие

помнят захватывающие и учащие справедливости строки Фенимора Купера,

выпускаются и журналы, есть страницы в Интернете. Один из наиболее

интересных журналов дающий полную картину истории, культуры, сегодняшней

жизни индейцев Америки - «Первые Американцы». Журнал повествует о прошлом и

сегодняшнем дне древнего народа, выпускается в печатной и электронной

версиях и имеет большую российскую аудиторию.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Станислав Кондрашов «В Аризоне у индейцев»;

2. Альманах «Первые американцы» №№ за 1997 –2000гг.;

3. Бенджамин Франклин «Заметки относительно дикарей Северной Америки»;

4. Льюис Г. Морган «Дома и домашняя жизнь американских туземцев»;

5. Михаил Алексеев «Предъявят ли индейцы права на Уолл-стрит и Манхэттен?»;

6. Многочисленные сайты по теме «Индейцы» в русском Интернете.

МПГУ, 2 курс. Ист. Л.В.

Май 2001г.

Сдано на хор.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.