бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Англо-германские отношения в межвоенный период

Англии. Но Германия умело играла на довольно сложных англо-советских

отношениях и не собиралась отказываться ни от тесных отношений с

Великобританией, ни от хороших отношений с СССР. 16 апреля 1926 года

германский посол в Лондоне Штамер в беседе с Чемберленом дал заверения от

том, что обязательства Германии по предполагаемому советско - германскому

договору не помешают ей выполнять свои обязанности как будущего члена Лиги

наций.1 Но, несмотря на все заверения германской стороны, Англия постоянно

ставила вопрос о нежелательности сближения СССР и Германии. На конференции

же в Рамси был создан агло-германский комитет по координации экономических

вопросов. В декабре 1926 года прошла еще одна, но уже официальная англо-

германская конференция промышленников в Лондоне. На ней обсуждались

следующие вопросы: создание системы двойного тарифа и общая торговая

политика обеих стран.2

Показателем единства английско-германской точек зрения в вопросе

о необходимости восстановления германской экономики в интересах всей Европы

является целенаправленная политика всей Великобритании на постепенное

снижение, а затем и отмену репарационных выплат Германии. В августе 1927

года премьер-министр Великобритании С.Болдуин заявил в парламенте, что

«разорение Германии будет иметь роковое значение для Англии, ее союзников и

всей Европы», потребовав принять меры к разрешению проблемы германских

репараций.3 Зная благожелательное отношение Англии в вопросе о репарациях,

Германия не выполняла своих обязательств по репарационному вопросу. В

декабре 1927 года министр иностранных дел Германии Штреземан заявил в

Нюнберге о невозможности для Германии в ближайшие годы выполнять финансовые

обязательства по «плану Дауэса».4 В апреле 1928 года в Германию с

неофициальным визитом прибыл английский министр по делам Индии лорд

Биркенхед, который встречался со Штреземаном. «Дэйли экспересс» писала, что

визит Биркенхеда носит далеко не частный характер и что стороны обсуждали

экономические вопросы и русско-германские отношения.5 Биркенхед добивался,

чтобы Германия последовала за Англией, разорвавшей дипломатические

отношения с СССР в 1927 году, обещая пересмотреть «план Дауэса» и

установить определенную, выгодную обеим сторонам сумму репараций. И хотя

Германия не пошла на разрыв с СССР , Англия стала активным участником

пересмотра «плана Дауэса». В конце декабря 1928 года, с согласия

английского правительства, был создан комитет экспертов по репарационному

вопросу во главе с американским финансистом Оуэном Юнгом, в котором Ангия

была представлена лордом Ревелстоком и Джоном Стэмпом, директором банка

Англии.1 В результате деятельности этого комитета (9 февраля - 7 июня 1929

года) был организован «сверхбанк», в задачу которого входило регулирование

получения и распределения репарационных платежей Германии, контроль за

операциями по переводу иностранной валюты из Германии в другие страны,

облегчение получения Германией дополнительных рынков сбыта. Комитет

экспертов пришел к соглашению о замене «плана Дауэса» новым «планом Юнга».

31 августа 1929 года участники конференции в Гааге подписали протокол к

плану Юнга, а 20 января 1930 года состоялось подписание всех соглашений. По

«плану Юнга» размеры ежегодных репарационных платежей были снижены до 2

млрд. марок, из которых 457 млн. предназначались Англии, т.е. стали почти

на полмиллиарда меньше нежели по «плану Дауэса». Был также впервые указан

конкретный срок выплат - 59 лет.2 Но нормальному выполнению «плана Юнга»

помешал мировой экономический кризис 1929-33 гг., особенно тяжело ударивший

по германской экономике. Финансовое положение Германии в 1931 году

становилось все более угрожающим. Экономический кризис отбросил Германию к

уровню 1895 года.3 6 июня 1931 года германское правительство опубликовало

манифест, в котором говорилось, что «экономическое и финансовое положение

рейха настоятельно диктует необходимость освободить Германию от выполнения

невыносимых репарационных обязательств».4 Германское руководство искало

поддержку

в сложившейся ситуации у Англии. В начале июня 1931 года Германская

делегация в составе рейхсканцлера Брюнинга, посла в Лондоне Нейрата и

представителей МИДа Германии Бернстрофа и Курциуса вылетело в Англию для

осуществления зондажа в отношении позиции Англии по репарационному вопросу.

Англо-германские переговоры, в которых со стороны Англии принимали участие

премьер-министр Макдональд, министр иностранных дел Гендерсон, министр

торговли Ванситтарт и другие официальные лица, прошли в Чеккерсе в начале

июня 1931 года.1 Обсуждались вопросы о борьбе с кризисом и об облегчении

экономического положения Германии. После них правительство Великобритании

обратилось к США с предложением о выработке совместных мер по облегчению

экономической ситуации в Германии. В результате был принят план президента

США Герберта Кларка Гувера об отсрочке на один год, с 1 июля 1931 года по

30 июня 1932 года, всех платежей по межправительственным долгам и

репарациям, вошедшие в историю как «мораторий Гувера». Совместные англо-

германские действия по преодолению экономического кризиса продолжились

переговорами, состоявшимися 27-28 июля 1931 года в Берлине, на которых

обсуждались меры для смягчения торговой конкуренции между Англией и

Германией.2 30 декабря 1931 года правительство Англии выступило с

официальным предложением о созыве репарационной конференции в феврале 1932

года. Англия отмечала, что в связи с тяжелым экономическим положением

Германии можно рассмотреть вопрос об отменен репарационных выплат, чтобы

Германия имела возможность продолжать платить по более важным частным

долгам. 2 февраля 1932 года министр финансов Великобритании Невил Чемберлен

выступил с предложением об отмене германских репараций и военных долгов.

Показательно, что бюджет Англии на 1932-33 гг. не предусматривал

поступлений от репарационных платежей.3 В начале июня 1932 года в Лондоне

состоялись англо-германские переговоры, на которых министр иностранных дел

Германии Нейрат вручил своему английскому коллеге Саймону меморандум

Германии с требованием об аннулировании германских репараций.4 На

состоявшихся 11-12 июня 1932 года англо - французских переговорах

английская сторона высказала мнение о том, что на предстоящей репарационной

конференции выбор может быть лишь между двумя решениями вопроса - отменой

репараций без условий и отменой репараций на определенных условиях ибо

Германия все равно не может и не хочет, а значит и не будет платить.1 16

июня 1932 года начала работу Лозаннская конференция шестнадцати стран. Со

стороны Англии в ее работе принимали участие - Макдональд, Н. Емберлен,

Саймон и министр торговли У. Ренсимен. Со стороны Германии - рейхсканцлер

фон Папен, Нейрат, министр финансов граф Шверин фон Крозик и министр

торговли Вармбольд. В очередной раз Германия и Англия выступали на ней

единым фронтом. Тем более, Германия заявила, что пока не отменят репарации,

она не сможет платить по частным кредитам, что для Англии было важнее

репарационных выплат. В результате 9 июля 1932 года был принят

«заключительный пакт» Лозаннской конференции, по которому Германии

предоставлялся трехлетний мораторий, после чего она должна была выплатить 3

млрд. марок, на чем ее репарации исчерпывались бы. На выплату этих 3х млрд.

марок Германии предоставили срок в 15 лет.2 Энтони Иден отмечал, что

«Лозанна достигла в финансовой области того, что Локарно обеспечивал в

области политики».3 То есть при активнейшем участии Англии с Германии

наконец была снята финансовая и экономическая зависимость от Запада. 17

ноября 1932 года на заседании президиума конференции по разоружению

английский министр иностранных дел Саймон огласил декларацию своего

правительства о замене военных постановлений Версальского договора в

отношении Германии конвенцией о разоружении. И с 6 по 11 декабря 1932 года

на совещании пяти держав в Женеве - Англии, Германии, США, Франции и Италии

- была выработана декларация о предоставлении Германии и другим странам,

которых касались Версальские постановления о разоружении; «равноправия в

вооружениях в рамках системы безопасности, одинаковой для всех стран».1

Таким образом, отныне, Германия получала не только политическую и

экономическую, но и военную самостоятельность в системе европейских

отношений.

Но тесные, а иногда и совместные действия Англии и Германии по различным

экономическим и политическим вопросам вовсе не означают, что между этими

государствами в период существования Веймарской республики не было

противоречий. Они были. Английские уступки Германии объяснялись не

альтруизмом Великобритании и не англо - германской дружбой, а прагматичными

интересами Англии в том или ином вопросе. Одним из противоречий были тесные

германо - советские отношения, о которых уже указывалось, и которые

вызывали постоянное недовольство Великобритании. Вторым - и пожалуй самым

главным - частые требования Германии о возврате ей хотя бы части ее бывших

колоний. По Версальскому договору от германских колоний, площадь которых в

1914 году составляла 2952,7 тыс. км2, а население - 10176 тыс. человек, на

долю Англии достались колонии площадью в 2133,1 тыс. км2 с населением 3990

тыс. человек.1 Но постоянные требования Германии о возврате колоний Англия

и слушать не хотела. По словам Штреземана английский посол д,Абернон когда

речь заходила о германских колониях умышленно пропускал это мимо ушей, как

и О. Чемберлен2. Это, несомненно, вызывало определенные трения в отношениях

между Великобританией и Германией.

Говоря об англо - германских отношениях времен Веймарской республики

необходимо отметить взаимную заинтересованность Англии и Германии. Германия

в лице Англии нашла поддержку со стороны влиятельного государства в Европе

по многим политическим и экономическим вопросам. Англия желала скорейшего

экономического возрождения Германии для восстановления разбитой первой

мировой войной европейской экономики и «баланса сил» на континенте.

Благожелательное отношение Великобритании к Веймарской республике,

продемонстрированное на нескольких международных форумах 20х - начала 30х

годов, явилось крупной поддержкой для Германии, наращивавшей свою

политическую, военную и экономическую мощь. Тем самым Англия, желая

избавиться от соперничества Франции в борьбе за европейскую гегемонию и

сохранить Германию как вполне вероятного участника коалиции против «чумы

советского коммунизма», сама взрастила для себя мощного конкурента в рамках

Европы и способствовала появлению еще более разрушительного, чем коммунизм

политического режима - германского фашизма.

II Англо - Германские взаимоотношения в 30-х годах.

Приход Гитлера к власти. Изменения Английской политики.

В январе 1933 года в Германии к власти пришел Гитлер. По словам И.М.

Майского (советский дипломат, историк, академик) сначала правящая Англия не

принимала Фюрера слишком всерьез. "Я хорошо помню, как не протяжении всего

1933 года британские политики разных направлений - консерваторы, либералы,

лейбористы - еще спорили по вопросу о том, удастся ли Гитлеру удержаться у

власти. Даже такой опытный государственный деятель, как Венситтарт,

занимавший в то время ключевой пост постоянного товарища министра

иностранных дел, как - то летом 1933 года в разговоре со мной сказал:

- У Гитлера очень много трудностей и врагов - внутренних и внешних…

К нему относятся подозрительно французы, бельгийцы, чехи, поляки…

Внутри нацисткой партии неспокойно. Есть люди, претендующие на

первое место в ее рядах, с которыми Гитлеру нелегко справиться… Не

исключено, что внутренняя драка приведет Нацистскую Германию к

развалу… Надо подождать да посмотреть.

Что ни коснется лейбористских лидеров, то они в большинстве своем

были убеждены в недолговечности Нацистского государства Германии".1

Хотя Англичане вроде бы и не приняли Фюрера всерьез, Гитлер в "Майн

Кампф" не скрывал своих захватнических замыслов. Курс "Дренг нах остен"

отнюдь не исключал и развертывание агрессивных войн не Западе.

"Нам не нужна не западная, не восточная ориентации, - нам нужна

восточная политика, направленная на завоевание новых земель для немецкого

народа. Для этого нам нужна сила: для этого нам нужно прежде всего

уничтожить стремление Франции к гигемонии в Европе, ибо Франция является

смертельным врагом немецкого народа, она душит нас и лишает нас всякой

силы".2

Кроме этого, гитлеровцы детально разработали план захвата Англии -

"операция Зеелеве". После основания "тысячелетнего третьего рейха"

гитлеровцы наметили серию операций с целью "принять" колониальное

государство Англии и Франции и образовать гигантскую империю великой

германии.

Сразу же после прихода к власти в Германии Гитлер начал вооружаться.

Равенство в вооружениях с Англией и Францией по договоренности, а если не

удастся - де - факто, ремитализация Рейнской области, аншлюс Австрии и

полная ликвидация условий Версальского договора - таковы были первые верхи

его внешнеполитической программы.

Менее чем через два месяца после прихода Гитлера к власти в кругах

английского кабинета родилась идея подписания "пакта четырех (Англия,

Франция, Италия, Германия). Документ, озаглавленный "политический пакт

согласия и сотрудничества между четырьмя западными державами" включал такие

основные положения:1

"I. Четыре западные державы - Италия, Франция, Германия и

Великобритания - принимают на себя обязательства во взаимоотношениях друг с

другом осуществлять политику эффективного сотрудничества с целью

поддержания мира… В области европейских отношений они обязуются действовать

таким образом, чтобы эта политика мира, в случае необходимости, была также

принята другими государствами.

II. Четыре Державы подтверждают, в соответствии с положениями Устава

Лиги наций, принцип пересмотра мировых договоров…

III. Италия, Франция и Великобритания заявляют, что в случае, если

Конференция по разоружению приведет лишь к частичным результатам, равенство

прав, признанное за Германией, должно получить эффективное применение…

IV. Четыре Державы берут на себя обязательство проводить в тех

приделах, в которых это окажется возможным, согласованный курс во всех

политических и неополитических, европейских и внеевропейских вопросах, а

также в области колониальных проблем…"

Для обсуждения проекта "Пакта Четырех" Муссолини пригласил в Рим

английского премьер-министра Макдональда и министра иностранных дел

Саймона. Вскоре Макдональд использовал трибуну палаты общин для выступления

в поддержку пакта.

Гитлеровцы с радостью восприняли предложение о "Пакте Четырех". Он

устраивал их как нельзя лучше. Фон Липин заявил, что идея Муссолини

"гениальна". Немедленно был направлен ответ в Рим: Германия готова тотчас

приступить к переговорам. В силу ряда соображений проект поддержала и

французская дипломатия.

Но не все в то время знали, что инициатором пакта является вовсе не

Муссолини, а Макдональд, пожелавший остаться в тени. Вот один из

документов:

"… Как выясниться, - сообщал из Рима американский посол Лонг 24 марта

1933 года, - идея создания группировки четырех держав обязана своим

происхождением не Муссолини, а Макдональду. Перед своей поездкой в Рим

последний доверительно обсуждал эту идею в Женеве, в частности с некоторыми

сотрудниками (польскими) Секретариата Лиги, а они сообщили об этом министру

Гипсону. По данным этих информаторов, главной заботой Макдональда было

создание небольшого высшего совета из главных европейских держав, совет

заседал бы почти непрерывно и принимал бы решения, которые исполнял бы

обычный Совет Лиги…"1

В полной мере одобряя замысел Макдональда, правительство США хранило

в тайне полученные сведения.

В беседе с германским послом в Риме Хеселем 15 марта 1933 года

Муссолини отметил, какую огромную выгоду "Пакт Четырех" предоставлял

фашистской Германии.2

"Благодаря обеспеченному таким путем спокойному периоду в 5-10 лет

Германия сможет вооружиться на основе принципа равенства прав, причем

Франция будет лишена предлога предпринять что-либо против этого. В то же

время возможность ревизии будет впервые официально признана и будет

сохраняться на протяжении упомянутого периода… Система мирных договоров

буде, таким образом, практически ликвидирована…"

15 июля 1933 года в рабочем кабинете Муссолини в подчеркнуто деловой

обстановке состоялось подписание "Пакта Четырех".

Глубокие империалистические противоречия между участниками пакта,

прежде всего между Францией и Германией, помешали его ратификации.

Поощрительная позиция Англии и Франции подтолкнула Гитлеровцев на скорейшую

реализацию планов вооружения Германии и подготовки захватнической войны.

С февраля 1933 года в Женеве работала Всеобщая конференция по

разоружению. Наглые домогательства гитлеровцев о предоставлении оружия

встревожили мировое общественное мнение. Поддерживая германские требования

ревизии Версальского договора, американская дипломатия сочла необходимым в

этих условиях дать Гитлеру несколько любезных советов.

Н.Девне: " Лучший способ добиться ревизии заключается не в том, чтобы

все время говорить об этом публично, а в том, чтобы действуя спокойно,

использовать конференции и комиссии для того, чтобы добиться исправления то

тут, то там различных постановлений договора".1

Такую же позицию занимала и Англия. Выдвинутый Британской дипломатией

на Конференцию по разоружению в марте 1933 года "План Макдональда", по

оценке одного из английских журналов, был "скорее похож на план

перевооружения, чем разоружения".

Генеральная комиссия конференции приняла его "за услугу последующих

дискуссий".

"Исходным пунктом этого плана было принятие французской концепции

армии с кратким сроком службы - в данном случае он определялся в 8 месяцев,

после чего устанавливалось точнее численность войск для каждой страны.

Численность французской армии, составляло в мирное время 500 тыс. Человек,

сокращалась до 200 тыс., а Германской - соответственно увеличивалась до

такого же размера. К этому времени германские вооруженные силы, хотя и не

располагавшие еще массовыми обученными резервами, которые может дать лишь

систематическое обучение новых контингентов рекрутов в течении ряда лет, по

всей вероятности, уже насчитывали более миллиона ревностных добровольцев,

отчасти уже вооруженных. При этом заводы, поддающиеся конверсии и частично

уже переведенные на выпуск военной продукции, производили для этих

добровольцев многие виды новейшего вооружения.

К концу первой мировой войны Франция, как и Великобритания,

располагала огромным количеством тяжелых артиллерийских орудий, в то время

как орудия германской артиллерии были уничтожены, как того требовал мирный

договор. Макдональд стремился ликвидировать это явное неравенство,

предлагая с этой целью установить для орудий подвижной артиллерии

предельный калибр в 105 мм. или 4,2 дюйма. Существующие орудия калибром до

6 дюймов могли быть сохранены, но при замене старых орудий новыми

допускался калибр не свыше 4,2 дюйма. Собственно британские интересы,

отличные от интересов Франции, ограждались сохранением до 1935 года

ограничений военно-морских вооружений Германии, установленных мирным

договором, по истечении же этого срока предлагалось созвать новую морскую

конференцию. Германии запрещалось иметь военную авиацию на период действия

соглашения, но три союзные державы должны были сократить свои собственные

военно-воздушные силы до 500 самолетов каждая".1

Пока шло обсуждение, начались оживленные переговоры между

представителями германских деловых кругов и британскими авиационными

фирмами (в частности с "Фэйери") о поставки немцам самолетов, хотя

Версальский договор категорически запрещал это. Следует ли удивляться, что

английский министр авиации Лорд Лондондери, откровенный сторонник

ремилитаризации Германии, в одну из частных писем в марте 1933 года

отметил: "Заботы Конференции по разоружению бесполезны. Вопрос заключается

в том, каким образом лучше избавиться от нее".2

США и Англия на словах добивалась лишь "справедливости", на деле

стремилась получить ничем не ограниченную свободу для ускоренного

перевооружения Германии и подготовки войны.

Французы настояли на том, чтобы уничтожение их тяжелого вооружения

было отсрочено на 4 года. Английское правительство приняло эту поправку с

условием, что согласие Франции на уничтожение ее артиллерии будет

зафиксировано в специальном документе, который должен быть подписан

немедленно. Франция подчинилась этому требованию, и 12 октября 1933 года

Сэр Джон Саймон, посетовав на то, что Германия изменила за последние недели

свою позицию, представил проект этих предложений на рассмотрение

Конференции по разоружению.

Осенью 1933 года в результате переговоров между США, Англией и

Францией был выработан новый проект Конференции о разоружении. Но это уже

не устраивало гитлеровцев. Гитлер: "… необходимо вернуться к

"первоначальному вопросу" т.е. потребовать в ультимативном порядке

разоружения других держав и заявить, что если они отвергнут разоружение,

откажут нам в равенстве прав или если неприемлемый для нас проект будет

поставлен на обсуждение, то мы покинем конференцию, а также выйдем из Лиги

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.