бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Инвестиции в России

объектов, поддержание федеральной инфраструктуры, преодоление последствий

стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение наиболее острых

социальных и экономических проблем. На этапе выхода из кризиса

приоритетными направлениями с точки зрения бюджетного финансирования будут:

- выделение государственных инвестиций для стимулирования развития опорных

сырьевых и аграрных районов, обеспечивающих решение продовольственной и

топливно-энергетической проблем;

- поддержание научно-производственного потенциала;

- выделение субсидий на социальные цели слаборазвитым районом с чрезмерно

низким уровнем жизни населения, не имеющим возможности приостановить его

падение собственными силами.

Банковский кредит

Долгосрочное кредитование, особенно в условиях зарождающегося

предпринимательства, могло бы стать одним из важных источников инвестиций.

Нет необходимости говорить о важности долгосрочных кредитов для развития

производства в России, которое находится в катастрофическом состоянии.

Долгосрочные банковские кредиты в первую очередь направлены на решение

стратегических целей в экономике. Они способствуют постепенному увеличению

производства и, как следствие, общему подъему экономики страны. Такие

кредиты могли бы выдаваться банками в первую очередь на решение социальных

программ под гарантии правительства, однако долгосрочные банковские кредиты

невыгодны в условиях инфляции, которая составила в декабре 1996 года (по

отношению к декабрю 1995 года) 22%. При такой инфляции невыгодны даже

среднесрочные кредиты. На сентябрь 1996 года из общей массы кредитов (314

трлн. руб.), выданных российскими банками, только 19.6 трлн. руб. или 6,3%

составляли долгосрочные. Назрела потребность создания инвестиционных

банков, которые занимались бы финансированием и долгосрочным кредитованием

капитальных вложений. А пока правительство вынуждено финансировать

необходимые программы из средств бюджета, а их в бюджете катастрофически не

хватает.

Средства населения.

Привлечение средств населения в инвестиционную сферу путём продажи

акций приватизированных предприятий и инвестиционных фондов, в частности,

могло бы рассматриваться не только как источник капиталовложений, но и как

один из путей защиты личных сбережений граждан от инфляции. Стимулировать

инвестиционную активность населения можно путем установления в

инвестиционных банках более высоких по сравнению с другими банковскими

учреждениями процентных ставок по личным вкладам, привлечение средств

населения на жилищное строительство, предоставление гражданам, участвующим

в инвестировании предприятия, первоочередного права на приобретение его

продукции по заводской цене и т.п. Для притока сбережений населения на

рынок капитала необходима широкая сеть посреднических финансовых

организаций - инвестиционных банков и фондов, страховых компаний,

пенсионных фондов, строительных обществ и др. Однако важно по возможности

обеспечить защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги в фондовые

ценности, установив строгий государственный контроль за предприятиями,

претендующими на привлечение средств населения.

Основным фактором, влияющим на состояние внутренних возможностей

финансирования капиталовложений, является финансовоэкономическая

нестабильность. Тем не менее недостаточность внутреннего инвестиционного

потенциала можно считать относительной.

1.2. Внешние источники инвестиций.

Иностранные инвестиции в России.

В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем создания

предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных

предприятий);

- создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их

филиалов и представительств;

- приобретения иностранным инвестором в собственность пред-приятий,

имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в

предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;

- приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а

также иных имущественных прав и т.р.;

- предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.

Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного

капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток

должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах

следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может

привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций - прямых и

портфельных, а также в форме кредитов и займов. Под прямыми инвестициями

принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в

других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут

считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25%

акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может

варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения

акций среди акционеров.

Прямые зарубежный инвестиции - это нечто большее, чем простое

финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне

необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ

повышения производительности и технического уровня российских предприятий.

Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые

технологии, новые способы организации производства и прямой выход на

мировой рынок.

Портфельными инвестициями . принято называть капиталовложения в акции

зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над ними, в

облигации и другие ценные бумаги иностранного государства и международных

валютно-финансовых организаций.

Существуют и реальные инвестиции. Это - капитальные вложения в землю,

недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. Реальные

инвестиции включают в себя и затраты оборотного капитала.

Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но

не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить

прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако, при

осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том,

чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих

дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как

правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство

предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия - самое подходящее

место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на

российском потребительском рынке (пример ресторанов Макдональдс), либо

на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в

российскую авиационно-космическую промышленность). России необходимо

прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из

них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики.

Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за

исключением тех которые находятся в государственной монополии) без ущерба

для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться

только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в

отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных

ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в

производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.),

телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в

законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных

отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям

формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты

и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга,

привлечение их было бы оправданным во-первых с точки зрения соблюдения

национальных интересов и во-вторых - быстрая окупаемость капиталовложений в

названные сферы.

Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления

использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме

предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать

в производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство

строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска

товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры,

стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли

экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля

российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно

использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в

первую очередь связанных с добычей ресурсов.

Отток капитала.

Рассмотрев в первую очередь инвестиции, приходящие из-за рубежа, мы

можем сказать и о том, какие средства уходят нелегально за рубеж. За

последние годы в России сложился слой предприятий и предпринимателей,

накопивших крупные капиталы. Из-за неустойчивости экономического положения

в стране большие средства переводятся в конвертируемую валюту и оседают в

западных банках. Можно было бы ожидать, что с окончанием коммунистической

эры Россия станет обращаться к зарубежным кредиторам для финансирования

крупных инвестиций по мере того, как страна перестраивается под действием

рыночных сил. На этом основании было бы резонно предположить, что в России

возникнет дефицит текущего платежного баланса (когда уровень инвестиций

превышает уровень сбережений). Однако этого не происходит. Отток денежных

ресурсов (потенциальных инвестиций) из России в несколько раз превышает их

приток. Как не парадоксально, но в течение 1993 года Россия выдала больше

кредитов зарубежным заемщикам, чем заняла сама. Активное сальдо текущего

платежного баланса России (когда страна является неттоэкспортером капитала,

т.е. граждане ссужают больше денег, чем занимают) составило порядка 10

млрд. долларов. Это усиливает инвестиционный "голод" в стране, ведет к

дальнейшему ослаблению национальной валюты. Мотивация оттока капиталов -

ощущение российскими бизнесменами политической и экономической

нестабильности в России. Значительная часть накопленных российскими

бизнесменами средств под влиянием страха перед возможным социальным взрывом

в силу инфляции и непрерывного падения курса рубля, боязни денежной реформы

переправляется ими в западные банки или используется для покупки

недвижимости и ценных бумаг.

Многие в российских деловых кругах чувствуют, что экономика России

слишком нестабильна для осуществления долго-срочных инвестиций. Поэтому и

предприятия используют свои сбережения не на капиталовложения внутри

страны, а на выдачу кредитов за рубеж. Компании-экспортеры, как правило,

хранят свою прибыль на счетах в зарубежных банках вместо того, чтобы

ввозить ее обратно в Россию и направлять на новые инвестиции. Этот процесс,

известный как утечка капитала, очень часто носит противозаконный характер.

И все же, несмотря на ее противозаконность, утечка капитала находит

логичное экономическое оправдание: гораздо надежнее помещать капитал в

лондонский банк, чем в российскую экономику. Именно поэтому предприятия

предпочитают предоставлять кредиты иностранцам (помещая деньги в

зарубежный банк), а не своим соотечественникам.

Основные источники оттока капиталов могут быть как легитимными, так и

нелегитимными. К числу легитимных источников относятся санкционированные

инвестиции в экономику других стран в форме создания совместных

предприятий или дочерних фирм. Общие масштабы оттока валюты не поддаются

точному измерению, поскольку финансовая статистика, естественно,

учитывает только их легальную часть. Отток в крупных масштабах

иностранной валюты за пределы России побудил власть принять организационно-

правовые меры по ужесточением контроля за возвращением валютной выручки на

территорию страны. Для того, чтобы российские фирмы не боялись

инвестировать средства в экономику своей страны, необходимо создать условия

для снижения инвестиционного риска. Степень риска может быть уменьшена за

счет снижения инфляции, принятия четкого экономического законодательства,

основанного на рыночных потенциалах.

Технология проведения рыночных реформ предполагает последовательность

шагов - наряду со стимулированием притока капитала сразу же принимаются

меры, препятствующие его оттоку.

На сегодняшний момент по сведениям Госкомстата объемы вложений за

границей весьма скромны - инвестиции российского капитала за границей

составили 20 млн. долларов и 2.6 млрд. рублей, при этом объем прямых

инвестиций составил всего 3 млн. долларов и они почти целиком направлялись

в промышленность - цветную металлургию, химическую и нефтехимическую

отрасли. Однако по сведениям правоохранительных органов в 1991-1996 годах

из России было вывезено около 150 млрд. долларов “грязных”, т.е.

заработанных незаконным путем, денег и по статистике около 10 млрд.

долларов чистых денег ежегодно вывозиться из России незаконным путем.

Естественно, что государство заинтересовано в том, чтобы хотя бы часть

“уплывших” потенциальных инвестиций вернуть.

Сейчас правительство рассматривает законопроект о легализации

размещенных за рубежом финансовых активов - о так называемой “экономической

амнистии”. В этом проекте говорится о том, что все деньги могут вернуться в

Россию и при уплате определенного налога государству эти деньги перестанут

считаться нелегальными. Этот законопроект необходим правительству для

возвращения в Россию “уплывших” денег. Однако по мнению экспертов этот

проект не имеет будущего, так как деньги уходили из России из-за недоверия

государству и не вернутся обратно, пока доверие к государству не

восстановиться, а значит возвращение “уплывших” денег произойдет нескоро.

2. Анализ и характеристика современного состояния экономики.

Экономические проблемы инвестиционных процессов не могут быть понятны

без анализа причин нынешнего состояния экономики.

Инвестиционный процесс – принятие инвестором решения относительно объекта

приложения интересов (куда осуществляются инвестиции), объемов и сроков

инвестирования. Процедура инвестиционного процесса включает: выбор

инвестиционной политики, анализ рынка, формирование и пересмотр

инвестиционного портфеля, оценку его эффективности

Инвестиционная политика – совокупность хозяйственных решений,

определяющих основные направления капитальных вложений, меры по их

концентрации на решающих направлениях. Инвестиционная политика и

капитальные вложения взаимосвязаны. Выбор инвестиционной политики включает

определенные цели инвестора и объема инвестируемых средств. Она должна

осуществляться в «прозрачных» условиях. При выполнении этих требований

инвестор сможет понять инвестиционную политику относительно правил

регулирования деятельности агентов рынка, сумеет определить инвестиционную

привлекательность тех лиц, которые выпускаю ценные бумаги (эмитенты), и

тех, кто под залог ценных бумаг имеет намерение привлечь вложения в

конкретные проекты по выпуску продукции, пользующейся спросом на рынке. При

наличии этих предпосылок можно оценить сложность финансовых проблем,

связанных с кредитно-денежной, структурной, бюджетно-налоговой политикой,

особенно в части методов формирования финансовых резервов для

предотвращения кризисных явлений.

Выполнение этих условий позволяет сформировать составляющие

кредитного рейтинга, определяющего уровень рисков инвестиционных вложений.

Таковы основные элементы, характеризующие инвестиционную политику и

действия по ее формированию.

Экономическое развитие России за годы реформ характеризуется

беспрецедентным падением объемов производства и еще в большей степени

замораживанием инвестиционной активности. Валовой внутренний продукт

ежегодно сокращался. Динамика 1998, 1999 годов соответствовала этим же

тенденциям. Казалось бы, 1997 г. можно было считать переломным: рост ВВП в

целом за год – 0.4%. Однако следующие три обстоятельства не позволяют

сделать такого вывода {12, с. 91}. Во-первых, намечавшийся незначительный

подъем происходит после столь значительного падения, что буквально утонул в

обвальном снижении производства. Если сопоставть это снижение с падением

объемов производства за годы Великой Отечественной войны (27%), то станет

понятна глубина экономического спада, переживаемого Россией. Во-вторых,

статистические данные о подъеме на 0.4 % лежат на уровне погрешности

статистического учета стоимостного объема производства в сопоставимых

ценах. В-третьих, подлинный и устойчивый рост всегда начинается с

активизацией инвестиций в реальную экономику. Но этого не произошло ни в

1997 г., ни в 1999 г., проблема инвестиций еще более обострилась.

Можно согласиться с В. Кушлиным, что начало российских реформ прошло под

воздействием увлеченности универсальными возможностями рынка и романтичной

веры в высший приоритет «общечеловеческих» ценностей {13, с.4} Это наложило

отпечаток на идеологию и ход преобразований. На первый план был поставлен

частный экономический интерес предпринимателей, а на деле – новых

финансовых структур. Экономические же интересы страны в целом оказались в

разряде скомпрометировавших себя и «отживших» категорий. Результаты по

большому числу обобщающих параметров функционирования экономики

представлены в табл.1

Таблица 1

Индексы некоторых социально-экономических показателей Российской Федерации

|Показатель |1996 к 1990 г. |1999 к 1990 г. |

|ВВП |58,5 |56,1 |

|Продукция промышленности |47,2 |50,1 |

|Продукция сельского |55,1 |58,0 |

|хозяйства | | |

|Капитальные вложения |25,0 |22,5 |

|Розничный товарооборот |85,1 |76,0 |

|Среднемесячная заработная |45,4 |75,3 |

|плата | | |

Источник: Социально-экономическое положение России 1999/ Госкомстат РФ. М.:

Б.и. 2000 № 12. 370 с.

Критерий рентабельности мирового рынка не совпадает с критерием национально-

государственных интересов России. Западным ТНК, как субъектам мирового

рынка играющим ведущую роль в определении его рентабельности, выгодна

ситуация, когда подавляющая часть обрабатывающей промышленности России

демонтируется, а топливно-энергетические ресурсы и сырье в преобладающей

части экспортируются на Запад. Для России экономически выгодной является

ситуация, при которой морально устаревшие производственные мощности

заменялись на новые {12, с. 105}. Это возможно при трех условиях:

государственное программирование и регулирование экономики; проведение

ступенчатой реконструкции и модернизации по мере мобилизации инвестиционных

ресурсов; выстраивание реформ с опорой прежде всего на собственные

инвестиционные ресурсы и с привлечением зарубежных инвестиционных ресурсов

лишь в качестве дополнения.

Можно согласиться с точкой зрения ряда исследователей, что

простенькая «шоковая терапия» (отпустим сразу почти все цены), «ваучерная

приватизация» (всем дадим по ваучеру) ни к чему другому. Кроме того, что

получилось, и не могли привести (табл. 2).

Таблица 2

Динамика финансовых показателей Российской Федерации в 1991-1999 гг.

|Показатель |1991|1992|1993|1994|1995|1996|1997|1998 |1999|

|ВВП, % к 1990 г. |95,0|81,2|74,2|64,8|62,2|58,5|56,0|54,3 |56,1|

|Продукция |92,0|75,0|65,0|51,0|50,0|47,2|48,7|46,3 |50,1|

|промышленности, % к 1990| | | | | | | | | |

|г. | | | | | | | | | |

|Инвестиции в основной |85,0|51,0|45,0|34,0|31,0|25,0|23,9|22,3 |22,5|

|капитал, в % к 1990 г. | | | | | | | | | |

|Реальные денежные доходы|116,|62,9|80,0|82,5|71,8|71,8|72,1|59,0 |50,1|

|населения, в % к 1990 г.|0 | | | | | | | | |

|Численность населения с |- |33,5|31,5|22,4|24,7|22,0|20,8|23,8 |29,9|

|доходами ниже | | | | | | | | | |

|прожиточного минимума, %| | | | | | | | | |

|Экономически активное |- |74,9|74,1|72,9|72,6|72,7|68,1|66,7 |73,0|

|население, млн. чел. | | | | | | | | | |

|Число безработных млн. |- |3,6 |4,2 |5,5 |6,4 |6,8 |8,1 |8,9 |9,2 |

|чел. (по методике МОТ) | | | | | | | | | |

|Индекс общей инфляции к |2,52|65,7|618 |2349|5544|6764|7440|13393|- |

|1990 г., раз | | | | | | | | | |

Источник статистических данных за период 1991-1998г.: Российский

статистический ежегодник. Госкомстат России. Официальное издание. М.: 199

г.

Источник статистических данных за 1999 г.:Социально-экономическое положение

России 1999/ Госкомстат РФ. М.: Б.и. 2000 № 12. 370 с.

Начало 1990 – х гг. характеризовалось высокой инфляцией и большими

отрицательными реальными ставками процента за кредит и депозит. В 1998 г.

индекс инфляции к 1990 г. составил 13393 раз. Это позволило перекачать

средства населения в распоряжение государства и коммерческих структур.

Огромные потери этих денежных потоков (до 25 % ВВП) позволили создать

гигантские личные состояния, не занимаясь развитием хозяйства {14}.

ВВП к 1990 г. в сопоставлении с 1999 г. составил 56.1 %, продукция

промышленности – 50.1 5, инвестиции в основной капитал – 22.5 %, реальные

денежные доходы населения – 50.1 %, продукция с/х – 58.0 %. Россия

оказалась единственной в мире страной, где в течение многих лет реальные

ставки депозитного процента оставались отрицательными. Невозможность для

населения вкладывать деньги в зарубежные банки, дающие положительный

депозитный процент и высокую гарантию возврата средств, ведут к тому, что

идет постоянный процесс обесценивания вкладов, может быть, с меньшей

интенсивностью. Появление подобных способов обогащения отодвинуло на задний

план полезную экономическую деятельность. Вследствие этого произошло не

только катастрофическое сокращение объемов производства, но и резкое

снижение его эффективности.

Основным следствием частых непредсказуемых и хаотичных изменений

правил, импульсивных действий руководства страны стала невозможность

предвидеть коньюктурные изменения в экономике, уровень инфляции, ценовые

пропорции, процентные ставки и т.п. Представляется, что именно этот фактор

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.