бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Инвестиции и инвестиционная ситуация в Украине

традиционные финансовые инструменты оказываются недоступны мелким

инвесторам из-за высокой цены, сложностей работы с ними или нежелания

эмитентов и посредников возиться с небольшими сделками. Инфраструктура

рынка многих долговых обязательств государства устроена так, что участникам

этого рынка неудобно работать со средствами мелких инвесторов, а часть

государственных ценных бумаг просто не предназначена для инвестирования со

стороны населения. В результате доля частных лиц в структуре доходного и

надежного рынка ГКО/ОФЗ незначительна — примерно 0,5% всех вложений в эти

ценные бумаги.

Но даже в том случае, когда выпуск ОГСЗ изначально был рассчитан на

население, результаты их размещения показали, что они в основном вращаются

на оптовом рынке между крупными банками и инвестиционными компаниями. А

физические лица приобрели, по разным оценкам, от 30 до 50% всех размещенных

ОГСЗ. Причем частные инвесторы, как правило, не участвуют во вторичном

обороте этих облигаций, покупают их и ждут купонных выплат вплоть до

погашения.

Что касается рынка корпоративных ценных бумаг, то здесь активность

индивидуальных частных инвесторов и того ниже. Акции предприятий граждане

приобретали в основном в ходе чековой приватизации в 1993 1994 гг. Но

интерес населения к корпоративным ценным бумагам возрастет по мере создания

соответствующих условий — в частности, улучшения финансовых показателей

предприятий и инфраструктуры рынка, расширения возможностей граждан

приобретать "качественные" и стабильно растущие акции.

Актуальность коллективного инвестирования связана также с тем, что для

снижения риска инвестиционный портфель следует разнообразить. Но много ли

ценных бумаг в него поместится, если он невелик? Один, два, да и десять

человек не в состоянии купить даже минимальный лот на инвестиционном

конкурсе или у крупной брокерской компании. Собранные вместе средства тысяч

мелких инвесторов — уже сила, способная выступать в качестве покупателя или

продавца, в частности, в Российской торговой системе (РТС).

Кроме того, доходы инвесторов во многом зависят от грамотного

управления капиталом. А для управления объединенным капиталом можно нанять

квалифицированных специалистов.

Успехи самих коллективных инвесторов в консолидации средств мелких

собственников, профессиональном управления активами и диверсификации риска

существенно зависят от зрелости финансового рынка, развитости его

инфраструктуры. Приоритеты в этой сфере определены в "Концепции развития

рынка ценных бумаг в РФ", утвержденной Указом Президента РФ №1008 от 1 июля

1996 г.

В ней признается необходимость проведения в России активной и

целенаправленной политики государства в отношении развития рынка ценных

бумаг. Особенно актуальным считается развитие коллективных инвесторов как

финансовых посредников между населением и предприятиями, способных не

только привлечь инвестиции в частный сектор, прежде всего в

приватизированные предприятия, передать их "эффективным собственникам", но

и создать надежные финансовые инструменты инвестирования средств населения,

предотвратить социальные взрывы и конфликты, связанные с операциями на

рынке ценных бумаг.

"Комплексная программа мер по обеспечению прав вкладчиков и

акционеров", утвержденная Указом Президента РФ №408 от 21 марта 1996 г., к

коллективным инвесторам, требующим всемерной поддержки государства, отнесла

акционерные инвестиционные фонды, паевые инвестиционные фонды, кредитные

потребительские кооперативы (кредитные союзы), негосударственные пенсионные

фонды и инвестиционные банки.

Все они (за исключением инвестиционных банков) в той или иной мере уже

есть в России, но пока не получили достаточного распространения и не

завоевали доверия населения. Население остается весьма осторожным и

консервативным после краха финансовых пирамид и банковского кризиса,

убедившись, что государство слабо регулирует этот сектор и плохо защищает

права инвесторов.

За год после принятия "Комплексной программы" произошли существенные

сдвиги в законодательном обеспечении, особенно паевых инвестиционных

фондов, подготовлены законопроекты об инвестиционных фондах, о

негосударственном пенсионном обеспечении, о негосударственных пенсионных

фондах, о кредитных потребительских кооперативах, которые предстоит

принять.

Кроме того, чрезвычайно важно в деятельности всех форм коллективного

инвестирования реализовать унифицированные принципы, сформулированные в

"Комплексной программе". Речь идет об усилении государственного контроля за

их деятельностью, отделении управления активами от их хранения,

многостороннем перекрестном контроле, повышении требований к открытости

информации, совершенствовании системы отчетности.

4.1. Акционерные инвестиционные фонды.

Как действует акционерный инвестиционный фонд? Создается акционерное

общество открытого типа, которое выпускает в продажу свои акции, а

привлеченные деньги вкладывает в ценные бумаги других эмитентов. Источником

доходов акционеров такого фонда является его инвестиционная деятельность (в

"просто" акционерном обществе доход приносит и производственная, и торговая

деятельность).

4.2. Паевые инвестиционные фонды.

В паевом инвестиционном фонде, в отличие от акционерного

инвестиционного, инвесторы не являются акционерами (со всеми их

обязанностями и правами, в том числе на получение прибыли в форме

дивиденда). Они передают свои деньги в доверительное управление и,

оставаясь их собственниками, получают право участвовать в прибылях.

Поскольку заключается контракт между управляющей компанией и

инвестором, такие фонды называются контрактными. Во Франции их именуют

взаимными инвестиционными фондами, в Германии — договорными инвестиционными

фондами, в Италии — взаимными фондами, в Швейцарии общими фондами

размещения, в России — паевыми инвестиционными фондами.

Обращает на себя внимание отрадный факт — этот финансовый институт,

пожалуй, впервые в России появился не в правовом вакууме, а только после

того, как была подготовлена солидная нормативная база. Федеральная комиссия

по рынку ценных бумаг примерно за полтора года приняла более 20 нормативных

актов..

4.3. Негосударственные пенсионные фонды

В развитых странах негосударственные пенсионные фонды являются

активными участниками финансового рынка. Они, как и другие коллективные

инвесторы, аккумулируют средства индивидуальных вкладчиков для последующих

портфельных инвестиций. Но их место и роль на рынке ценных бумаг отличаются

от роли и места, скажем, инвестиционных фондов тем, что первые осуществляют

более консервативные инвестиции, поскольку их основная задача — сохранение

и увеличение пенсионных сбережений населения, и, следовательно, минимизация

риска для вкладчиков и участников НПФ.

Как коллективные инвесторы НПФ влияют на развитие вторичного рынка

ценных бумаг. К примеру, в США средства НПФ инвестированы в основном в

ценные бумаги, в России ситуация аналогичная. По своей сути НПФ на

финансовом рынке имеют дело с "длинными деньгами". В развитых странах их

инвестиционный горизонт составляет несколько десятков лет. Других подобных

инвесторов нет. Банки и финансовые корпорации планируют долгосрочные

инвестиции на существенно более короткие сроки. Работа с "длинными

деньгами" предполагает долгосрочный период накопления средств,

консервативную политику инвестирования активов, необходимость защиты прав и

интересов участников фонда (будущих пенсионеров) и обеспечения надежности

вложений в НПФ. Без этого дискредитируется сама идея негосударственного

пенсионного обеспечения.

4.4. Инвестиционные банки.

Инвестиционные банки появились в США после кризиса 1929 года. Тогда

американская комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) решила отделить

инвестиционную деятельность банков от коммерческой, потому что крах банков

во многом был вызван тем, что они направляли привлеченные средства в

корпоративные ценные бумаги, которые считаются довольно рискованными

вложениями. Комиссия запретила это делать коммерческим банкам, но разрешила

инвестиционным, чтобы клиенты точно представляли себе, где будут

зарабатывать или проигрывать свои капиталы.

И до сих пор в США передача средств инвестора в управление

инвестиционному банку оформляется двусторонним соглашением, в котором четко

прописаны направления вложения и постоянно повторяется, что инвестор

понимает, кому он передал свои деньги и что банк будет с ними делать.

В европейских странах инвестиционную деятельность банков, связанную с

ценными бумагами, не стали законодательно отделять от коммерческой. Банки

там универсальные. Однако принципиальная разница круга клиентов, их

запросов и соответственно наборов предоставляемых услуг вызывает у банков

необходимость все же разделять эти виды деятельности, средства клиентов

(коммерческих и инвестиционных) и специалистов, их обслуживающих.

Инвестиционная деятельность банка порой становится настолько независимой,

что ей впору иметь собственное лицо.

5. ВНУТРЕННИЕ ИСТОЧНИКИ ИНВЕСТИЦИЙ

Традиционно в России финансирование капитальных вложений

осуществлялось в основном за счет внутренних источников. Можно

предположить, что и в дальнейшем они будут играть решающую роль, несмотря

на активизацию привлечения иностранного капитала.

Каждой семье приходится постоянно решать житейскую проблему: какую

часть своего бюджета направить на текущее потребление, а какую отложить на

будущее. Предположим, что члены семьи зарабатывают 100 тыс. руб. в месяц.

Часть этих денег можно израсходовать на покупку продуктов питания и одежду

и на оплату жилья и коммунальных услуг, а часть можно отложить. Допустим,

что семья тратит 80 тыс. руб. в течение месяца, а оставшиеся 20 тыс.

помещает в банк или меняет на американские доллары для инвестирования

будущих расходов. В этом случае говорят, что уровень сбережений семьи

составляет 20%.

В масштабе страны общий уровень сбережений зависит от уровня

сбережений населения, организаций и правительства. Средства отдельных

граждан не единственный источник сбережений на будущее. Предположим, что

некая компания получила прибыль в размере 1 млн. руб. Эта прибыль может

быть выплачена владельцам, реинвестирована (компания может приобрести на

эти средства новое оборудование или производственные площади) или же

положена на банковский счет. В любом случае компания сберегает часть своей

прибыли, точно так же как семья сберегает часть своего заработка.

Правительство тоже может делать сбережения в тех случаях, когда налоговые

поступления в бюджет превышают правительственное потребление (куда входит

зарплата государственных служащих, расходы на оборону, выплаты пенсионерам

и т.п.). При таком положении дел у правительства остаются средства, которые

могут быть использованы под инвестиции, скажем, в строительство новых дорог

или развитие телефонной связи.

Объем сбережений в стране непосредственно влияет на объем инвестиций в

стране. Уже было отмечено, что инвестиции представляют собой расходы на

приобретение оборудования, зданий и жилья, которые в будущем выразятся в

подъеме производительной мощи всей экономики. Когда общество сберегает

часть своего текущего дохода, это означает, что часть производства может

быть направлена не на потребление, а на инвестиции.

Чаще всего сберегатели (вкладчики) и инвесторы принадлежат к разным

экономическим группам. Когда семья откладывает часть своего дохода, она

помещает свои деньги в банк. Банк одалживает эти деньги компании, желающей

осуществить капиталовложения. В этом случае вкладчики (отдельные граждане)

и инвесторы (предприятия) связаны через финансового посредника (банк).

Иногда вкладчики и инвесторы представляют собой одно и то же лицо. Если

предприятие сберегает часть своей прибыли и использует ее на покупку нового

станка, оно одновременно и сберегает и инвестирует деньги. Иногда компания

сберегает свою прибыль за счет увеличения банковских вкладов. Банк затем

одалживает эти деньги другой компании, желающей сделать капиталовложения. В

закрытой экономике объем сбережений точно соответствует объему инвестиций.

Какая часть национального дохода сберегается, такая часть и может быть

инвестирована. Таким образом, можно сказать, что в закрытой стране

внутренние инвестиции равны внутренним сбережениям.

Когда страна входит в мировую финансовую систему, складывается не

столь однозначная ситуация. Если некая российская компания желает сделать

капиталовложение, она может занять необходимые средства как в российском,

так и в зарубежном банке. Сегодня из общей суммы средств, использованных

предприятиями и организациями на развитие и совершенствование производства,

направляется 20% на социальное развитие 8%. Наибольшую долю в сумме

использованных средств составляли платежи в бюджет 45%. В то же время в

общем объеме собственных и привлеченных средств предприятий, поступивших в

1995 году основным источником финансовых ресурсов по прежнему остается

прибыль 56%, на долю амортизационных отчислений приходится 24%,

ассигнования из бюджета и внебюджетных фондов составляют около 9%, кредиты

банков свыше 11%.

Рассматривая перспективы использования собственных и привлеченных

средств предприятий для финансирования инвестиций, можно выделить следующие

проблемы.

5.1. Прибыль как источник инвестиций

Недостаток финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за счет

повышения цен на свою продукцию. Все увеличение прибыли в народном

хозяйстве определялось ценовым фактором. Однако, увеличивая цены,

предприятия сталкиваются со спросовыми ограничениями, приводящими к

проблемам с реализацией продукции, и, как следствие, к спаду производства.

Это может поставить на грань банкротства многие предприятия. Например в

сложном положении оказался Волжский автомобильный завод. Чтобы обеспечить

необходимые средства для инвестиций, он постоянно поднимал цены на

автомашины «Жигули», в результате чего они стали дороже многих более

качественных иностранных моделей. По этому сбыт продукции ВАЗа становится

проблематичным, а судьба завода неопределенной. Правительством принимаются

меры, которые облегчат предприятиям формирование необходимых финансовых

ресурсов для производственного развития, тем более что сегодня они являются

одним из основных источников капиталовложений в экономику. Расширить

возможности предприятий поможет решение о полном освобождении от налога

прибыли, направляемой на инвестиции, которое действует с 1 января 1992

года. Это могло бы послу жить хорошим стимулом к усилению инвестиционной

активности. Однако в условиях высокого уровня инфляционного ожидания и

отсутствия в большинстве отраслей конкуренции за рынок сбыта про изводимой

продукции, высвобождение средств для финансирования капиталовложений само

по себе не оказывает существенного влияния на принятие инвестиционных

решений.

5.2. Амортизационные отчисления

Растущая инфляция обесценила собственные средства предприятий,

накопленные за счет амортизационных отчислений, и фактически девальвировала

этот источник капиталовложений. Чтобы повысить устойчивость собственных

накоплений предприятий правительство в августе 1992 г. приняло решение о

переоценке основных фондов для приведения их балансовой стоимости в

соответствие с ценами и условиями воспроизводства. Рост стоимости основных

фондов предприятий и их амортизационных отчислений пропорционально темпам

инфляции позволяет увеличить источники собственных средств для

финансирования капиталовложений. Поэтому одной из важных мер по повышению

внутренней инвестиционной активности могла бы стать антиинфляционная защита

амортизационного фонда путем регулярной индексации балансовой стоимости

основных средств.

5.3. Бюджетное финансирование

Резкое увеличение дефицита госбюджета не позволяет рассчитывать на

решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников

финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального

источника инвестиций государство будет вынуждено перейти от безвозвратного

бюджетного финансирования к кредитованию. Ожесточится контроль за целевым

использованием льготных кредитов. Для обеспечения гарантий возврата кредита

будет внедряться система залога имущества в недвижимости, в частности

земли. Законодательная база этому создана Законом о залоге. Государственные

централизованные вложения предполагается направлять на реализацию

ограниченного числа региональных программ, создание особо эффективных

структурообразующих объектов, поддержание федеральной инфраструктуры,

преодоление последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение

наиболее острых социальных и экономических проблем. На этапе вы хода из

кризиса приоритетными направлениями с точки зрения бюджетного

финансирования будут:

выделение государственных инвестиций для стимулирования развития опорных

сырьевых и аграрных районов, обеспечивающих решение продовольственной и

топливно-энергетической проблем;

поддержание научно производственного потенциала;

выделение субсидий на социальные цели слаборазвитым районом с чрезмерно

низким уровнем жизни населения, не имеющим возможности приостановить его

падение собственными силами.

5.4. Банковский кредит

Долгосрочное кредитование, особенно в условиях зарождающегося

предпринимательства, могло бы стать одним из важных источников инвестиций.

Однако инфляция делает долгосрочный кредит невыгодным для банков. Доля его

в общем объеме кредитования продолжает сокращаться и составила на 1 июля

1995 г. лишь 3,6% против 5,2% в начале года. В первом полугодии банками

(включая Сбербанк) было выдано 192,375 млрд. руб. долгосрочных кредитов.

5.5. Средства населения

Привлечение средств на селения в инвестиционную сферу путем продажи

акций приватизируемых предприятий и инвестиционных фондов, в частности,

могло бы рассматриваться не только как источник капиталовложений, но и как

один из путей защиты личных сбережений граждан от инфляции. Стимулировать

инвестиционную активность населения можно путем установления в

инвестиционных банках более высоких по сравнению с другими банковскими

учреждениями процентных ставок по личным вкладам, привлечение средств

населения на жилищное строительство, предоставление гражданам, участвующим

в инвестировании предприятия, первоочередного права на приобретение его

продукции по заводской цене и т.п. Для притока сбережений населения на

рынок капитала необходима широкая сеть посреднических финансовых

организаций инвестиционных банков и фондов, страховых компаний, пенсионных

фондов, строительных обществ и др. Однако важно по возможности обеспечить

защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги в фондовые ценности, установив

строгий государственный контроль за предприятиями, претендующими на

привлечение средств населения.

Основным фактором, влияющим на состояние внутренних возможностей

финансирования капиталовложений, является финансово экономическая

нестабильность. Инфляция обесценивает накопления предприятий и населения,

что существенно снижает их инвестиционные возможности. Тем не менее

недостаточность внутреннего инвестиционного потенциала можно считать

относительной.

6. Стратегия инвестиционной деятельности на Украине.

Сегодня от эффективности инвестиционной политики зависят состояние

производства, положение и уровень технической оснащенности основных фондов

предприятий народного хозяйства, возможности структурной перестройки

экономики, решение социальных и экологических проблем. Инвестиции являются

основой для развития предприятий, отдельных отраслей и экономики в целом.

Во время экономического кризиса инвестиционная деятельность в Украине

значительно снизился спрос на инвестиции падал значительно быстрее чем

производство валового продукта. Одной из причин этого, было то что инфляция

значительно обесценивала инвестиционные средства. На протяжении последних

лет, несмотря на значительное замедление темпов инфляции, уменьшается часть

долгосрочных кредитов, предоставленных субъектам хозяйствования всех форм

собственности в общем объеме кредитов в экономике страны. Если в 1991 году

этот показатель был равен 12,8 %, то в 1994 году - 11,3 %, 1996 году - 11,1

%, а за январь-ноябрь 1997 года - около 10,0 %. Это свидетельствует об

отсутствии у коммерческих банков экономических стимулов кредитования

производственных инвестиций, наличии повышенного риска при предоставлении

таких кредитов и отягощении кредитных портфелей банков директивными

кредитами, своевременное возвращение которых проблематично. Большие

кредитные ресурсы банков оттягиваются также на рынок облигаций внутреннего

государственного займа (ОВГЗ), где проценты более привлекательны по

сравнению с кредитами для инвестиционных проектов.

В 1997 году для поддержки строительства крупных инфраструктурных и

производственных объектов необходимо 2377 млн.грн. Эта сумма значительно

превышает бюджетные возможности государства и требует сбалансированности по

объему, источникам и времени. 1998 год может стать годом начала

экономического возрождения страны при условии восстановления опережающей

инвестиционной активности. Со второй половины 1997 года наблюдается

снижение темпов падения валового внутреннего продукта и промышленного

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.